Благодаря фонду «Ирини» в этой юбилейный 2012 год стал возможен выход в свет настоящего издания. Этот год знаменуется тем, что отмечаем 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года, которая в Западной Европе больше известна как поход Наполеона в Россию. В то далекое время Латвия являлась частью Российской империи.
А имеем ли мы представление о том, что в те далекие дни происходило на латвийских землях? Как Динабургская (Даугавпилсская) крепость стала местом ратной славы, рукотворным утесом на Западной Двине, о который неожиданно споткнулся один из наполеоновских корпусов? Как получилось, что известный маршал Франции Макдональд не мог себе позволить далеко отойти от города даже после его захвата?
Человек – продукт истории. Интерес к истории и уважение к минувшему, по словам нашего гениального соотечественника А.С. Пушкина, являются чертами, отличающими культуру от дикости. И.-В. Гёте придерживался еще более радикального мнения: «Тот, кто не охватывает мыслью период жизни человечества в три тысячи лет, тот еще не достиг уровня человека». А вот как ответил на вопрос, зачем знать историю, русский историк В.О. Ключевский: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий».
Спекуляции на трактовке исторических фактов могут происходить только после того, как из памяти изъяты базовые представления о минувших событиях. На этой почве и рождаются всевозможные домыслы. Бороться с этой болезнью можно лишь путем непредвзятого осмысления своей истории.
При этом, следует помнить, что история не учит, она, скорее, воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. Знание истории по факту формирует ментальность людей, а значит, самосознание личности.
Эдуард Николаевич Расторопов
Совместными усилиями фонда «Ирини» и Латвийской Православной Церкви стало возможным такое эпохальное событие как открытие в 2011 учебном году Русской Христианской школы.
Среди множества духовно-нравственных и учебных задач, которые ставит перед собой школа, одной из ключевых является поддержка в детях естественного интереса к изучению окружающего мира, пробуждение стремления к познанию культуры, истории, языка, корней своего народа. Очень важно и осмысление значения места человека, места народа в Божественном промысле о мире.
Но, что удивительно, так это то, что сегодня часто мы наталкиваемся на суждение: «стоит ли заострять внимание детей на истории, на изучении прошлого? Пусть овладевают компьютерной грамотностью, занимаются спортом, играют»…
Такое скептическое отношение к истории теперь уже традиционно аргументируется тем, что в наше время детям нужно лишь умение «выживать» и обеспечивать себя, а остальное, в том числе и знание истории, второстепенно.
Кого мы хотим увидеть завтра в своих детях? Самодовольных эгоистов и потребителей? И может ли культурный человек не иметь знаний о прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа, но считать себя приличным человеком?
Как уже упоминалось вначале, в наступившем 2012 году мы отмечаем 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Для России, в состав которой в то время входили и земли современной Латвии, это было тяжкое испытание – вся Европа, за исключением островной Англии, выступала под наполеоновскими знаменами.
Знакомясь с работой О.Н. Пухляка, было весьма интересно получить ответы на многие вопросы. Уверен, что соприкоснуться с героическими событиями той далекой эпохи будет познавательно и совсем нелишне для широкого круга читателей. Этим стремлением и объясняется решение помочь автору в издании его исследования.
Даугавпилс – один из тех городов современной Латвии, для которых война 1812 года была не просто очередной вехой в истории, а событием, в корне изменившим существование города.
Само строительство Динабургской крепости, начатое в 1810 году в преддверии ожидавшегося вторжения Наполеона в Россию, превратило окрестности маленького города в бурлящую стройку. Наличие большого гарнизона давало работу огромному числу людей, в той или иной степени связанных со снабжением крепости. После войны разрушенные укрепления были отстроены, заполнены многочисленным гарнизоном и вновь дали жизнь огромной инфраструктуре. Благодаря существованию крепости, одной из крупнейших в тогдашней России, город начал расти как на дрожжах.
В 1812 году малочисленный ослабленный гарнизон три дня вел борьбу с войсками маршала Удино, так и не пустив их на правый берег. Крепость была оставлена значительно позже и не под натиском войск Макдональда, двигавшегося вслед за Удино, а по приказу сверху после того, как оборона города потеряла стратегический смысл. Но и после оставления крепости Динабургский гарнизон вел постоянные боевые столкновения с противником, не давая ему покоя.
Эти героические страницы истории Даугавпилса и описаны в данной работе.
Если не считать отдельных публикаций в СМИ, впервые писать о событиях 1812 года под Динабургом (Даугавпилсом) автору довелось в 2003 году в книге «Русские Латвии со средневековья до конца XIX века». Безусловно, одна глава той книги не позволяла изложить весь собранный материал, расказывающий о трагических и героических днях 1812 года на территории Латвии. Да и издание книги не означало прекращения поиска новых источников информации. Результатом стали новые, более развернутые статьи. С некоторыми из них можно сегодня познакомиться на сайте «Русские мемориалы в Латвии» (http://voin.russkie.org.lv).
Олег Николаевич Пухляк
С легкой руки Юрия Генриховича Силова, депутата Даугавпилсской думы в 2005–2009 гг., была начата работа по изучению истории Даугавпилсской крепости от ее основания до наших дней. К своему глубокому сожалению, имея навыки по сбору, систематизации и анализу исторических источников и литературы, автор тогда еще совсем не знал всех секретов издательского дела. Как результат – рукопись не превратилась в печатное издание. Однако в трех номерах журнала «Балтфорт» (№№ 2, 3, 4) за 2008 год была опубликована статья «Динабургская крепость в огненном вихре 1812 года (эпизод из истории крепости)».
Время не стояло на месте, и за прошедшие после этой публикации годы удалось собрать много нового материала. Желание поделиться этими сведениями привело к обильному цитированию высказываний современников событий. Как представляется, русские и французские документы 1812 года лучше рассуждений и комментариев историка показывают ту высокую степень напряжения, которую переживали противостоявшие стороны под Динабургом в 1812 году. Это не значит, что у автора как у историка нет желания более детально рассмотреть события тех дней, изложив материал более обстоятельно, а не конспективно, как в данном случае.