Иллюстратор: Володина Наталья
© Елена Ива, идея и текст, 2024
© ИП Хомякова, разработка концепции серии, 2024
© ООО «Феникс», 2024
* * *
В память об интересном детстве наших родителей и их друзей.
Борис Борохов получил полётное задание, взглянул на карту и улыбнулся, прочтя название села – Жерлицы. События почти сорокалетней давности всплыли в его памяти, и он вновь увидел себя дошкольником в те далёкие 80-е годы…
Мальчик Боря, которого все домашние ласково звали Бобой, стоял около зеркала и грустно рассматривал свои руки, напрягая мускулы в надежде показаться выше и сильнее. Ему было семь лет, и в этом году он должен был пойти в школу. Боба был щупленьким мальчиком, и это беспокоило его родителей. Светлые волосы, коротко подстриженные на лето, обрамляли худенькое лицо и серые упрямые глаза. Мама всегда говорила отцу:
– Ой, наш Боба ещё себя покажет! Характер есть, только нужны условия и побольше здоровья!
В четыре года он весил всего шестнадцать килограммов, и папа в шутку назвал его Бобин Пуд. Так потихоньку в семье это прозвище и прилипло к Бобе.
Да и теперь, перед школой, он не очень-то поправился.
Боба понимал, что прозвище ему дали похожее на имя знаменитого разбойника Робин Гуда, но тот был сильным и смелым, питался дичью и много времени проводил на свежем воздухе.
И вот недавно на семейном совете решили снять на лето дачу в селе Жерлицы, где Боба, как говорила мама, сможет «оздоровиться» и где за ним будет присматривать его бабушка Нина, приехавшая из северного приморского города.
Мама – театральный работник, изящная, всегда красиво причёсанная, немного склонная к драматизму – начала сборы за неделю до отъезда. Она складывала в чемоданы Бобины шорты, рубашки и маечки, плащ, сапоги резиновые и даже кожаные на всякий случай (а вдруг ударят морозы!).
Высокий мужественный папа, будучи отважным лётчиком, усмехнулся и сообщил, что мороз летом в России последний раз был в 1604 году. Мама тревожно спросила:
– А где Бобины варежки?
Боба уже сбился со счёта, сколько раз мама с папой по очереди бегали в магазины и аптеку то за дополнительной зубной щёткой, то за лекарством от крапивной сыпи, то за маленькой соковыжималкой.
Наконец все чемоданы и тюки были собраны, погружены в машину, и Боба, попрощавшись по телефону со своими друзьями, поехал с родителями в село Жерлицы, где на даче их уже ждала бабушка.
Дача стояла на окраине Жерлиц, около леса, который так и назывался – Жерлицкий. Летом жители ходили туда за ягодами и грибами, а в жаркие дни люди шли мимо Бобиной дачи на речку.
Бабушка Нина, которая приехала пораньше, уже посадила разную зелень, огурцы и помидоры, а яблони, груши и сливы давно росли на участке. И хозяин дачи разрешил есть фрукты, сколько душа пожелает.
– Приехали! Родные мои! А Борька как вырос! – радовалась бабушка.
Мама окинула взглядом большой участок и испуганно посмотрела на мужа:
– Здесь туалет и душ на улице… Как бы Боба не простудился!
Папа фыркнул, легко подхватил чемоданы и понёс их в дом, на ходу бросив:
– Я вырос в таком же доме и ничего, летаю.
Мама разместила Бобу в уютной мансарде. Разложив его вещи, она целый час объясняла бабушке, какие именно лекарства давать внуку в случае болезни (при мысли об этом мама сразу хваталась за голову и пила валерьянку), как правильно пользоваться соковыжималкой, чтобы Боба не подавился семечками. И обязательно менять плавки после купания, чтобы мальчик не простудился!
Бабушка Нина кивала, хладнокровно ощипывая курицу на суп. Она всю жизнь работала крановщицей на башенном кране среди суровых докеров в порту, поэтому такие наставления вызывали у неё усмешку. Её строгое моложавое лицо оставалось спокойным, а натруженные руки продолжали свою работу.
Она внимательно выслушала маму, накормила родителей вкусной куриной лапшой, снисходительно посмотрела, как мама перед отъездом обнимает Бобу и умоляет потерпеть, ведь это всё «ради твоего здоровья, сыночек!» Первое, что сделала бабушка, когда машина родителей скрылась из виду, – забросила соковыжималку на дальнюю полку, пинком затолкнула ящик с лекарствами под кровать и, грозно посмотрев на Бобу, сказала:
– Полезай на чердак и посмотри, не оторвался ли шнур от антенны, телевизор не показывает!
Боба тяжело вздохнул и дрожащими руками взялся за перила лестницы.
Так началось его лето в Жерлицах.
Утром следующего дня Боба проснулся от солнечного луча, скользившего по его лицу. Он потянулся и вдохнул особенный чистый воздух остывшей за ночь мансарды. Снизу раздался голос бабушки Нины, звавшей его на завтрак. Мальчик спустился и, приведя себя в порядок, сел за стол.
Разваристая каша, приготовленная в русской печке, была такой вкусной, что Боба попросил добавки.
Бабушка одобрительно хмыкнула, положив на тарелку мальчика хорошую поварёшку каши.
От печки тянуло теплом, и Боба бросил взгляд на стоявший на шестке чугунок.
– Щи притомила в печи, чтоб не возиться с обедом. А русская печка всё сохранит в тепле. Сейчас мы с тобой будем заниматься садовыми делами, а потом… – тут она сделала многозначительную паузу, – пойдём купаться на речку.
– Ура! – закричал Боба. – Только… я не умею плавать!
Бабушка насмешливо оглядела мальчика в полосатой футболке и коротких махровых шортиках и вздохнула:
– И это правнук своего знаменитого прадедушки, моего отца, настоящего морского волка! Ничего, научу тебя.
Выйдя на улицу, бабушка вручила Бобе маленькую лейку и приказала таскать воду из бочки и аккуратно поливать розовые кусты.
Сама же она взяла водопроводный шланг, и вода блестящими брызгами полилась на многочисленные грядки с огурцами и помидорами, зеленью и горохом.
Бабушка жила около северного моря, скучала по овощам и постаралась посадить их как можно больше.
Боба таскал воду из бочки и чувствовал, как с непривычки у него начинают дрожать руки. Он крепко сжал зубы и упрямо продолжил работу, пока не полил все розы.
Закончив, он облегчённо вздохнул и внимательно осмотрел участок. На самом краю стояла маленькая банька, рядом – дровяной сарай. На участке было много плодовых деревьев, и на них уже висели маленькие зелёные плоды.
Боба глянул на соседние участки. Справа за забором он увидел висящий на дереве овчинный тулуп, свёрнутый в кокон.
«Странно, для чего его повесили?» – подумал мальчик, но тут на крыльцо вышла девочка лет двенадцати, с волосами, стянутыми в тугой хвостик, в серых шортах и спортивной футболке с надписью «Карате». Внезапно подпрыгнув, она крикнула:
«Кийя!» – и начала лупить босыми ногами по тулупу.
«А-а-а! Каратистка, всё понятно!» – подумал Боба.
– Это наши соседи, тоже приехали из города на лето – мама с двумя дочками. Тася занимается в секции карате.