Денис Гаврилов - Древнегреческая философия

Древнегреческая философия
Название: Древнегреческая философия
Автор:
Жанры: История философии | Книги по философии | Античная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Древнегреческая философия"

Представленный труд открывает первый этап по формированию современной русской философской мысли через авторский комментарий к основным работам античности и средневековья. В рамках изучения древнегреческой философии автор акцентирует внимание читателя на тех зернах истины, благодаря которым современному человеку будет проще понять мир Традиции и метафизики, на конкретных примерах осознать значимость и широту христианского мировоззрения. Первый том повествует о зарождении греческой философии, её развитии и успехах в познании мира.

Бесплатно читать онлайн Древнегреческая философия


Начало античной философии


В античной философии выделяют 4 периода:

1) Доклассический;

2) Классический;

3) Постклассический;

4) Римский

В доклассическом периоде мы наблюдаем господство натурфилософии. Это направление занималось проблемой познания мира с позиций первых мыслителей, открывало для себя место человека в природе. Такой подход пытался найти закономерности природных явлений. Все явления объяснялись дедуктивно, на основании ещё минимального набора знаний о мире. Натурфилософия во много связана с законами природы, с её духом. Всё в природе, каждое растение – живое. Растёт, размножается, стареет. Первые натурфилософы не противопоставляли человека и природу, а находили, что и то и другое неразрывно связаны в мире. С позиций натурфилософии все вопросы бытия понимались как естественные явления вышедшие и лона природы, работающие по её законам. Таинственный мир захватывал сознание человека. Стремясь изучить его, человек понимал присутствие в его жизни трав, леса, полей как нечто священное.

Первые философы во многом понимали как важно присутствие в жизни народа самой природы, поэтому к ней относились с наивысшим уважением. Недаром в традиции латинского языка принято писать все наименования растений с большой буквы. Тем самым первые травники подчёркивали их место в жизни человека.

Тем не менее философы доклассического античного период в своих взглядах, во-первых, были подвержены влиянию языческого мировоззрения, и те же натурфилософы во многом отождествляли явления природы с непосредственным действием богов. А во-вторых, их суждения во многом были сформированы субъективно, в основном из догадок нежели из тщательного исследования природы. Поэтому многие тезисы сегодня кажутся наивными. В последнее время философия всё более становится позитивистской и всё менее критической. Возникает необходимость снова вернуть былой скептический взгляд и расставить всё по своим местам.

Сознание того времени было мифологическим. Значение мифа велико для людей. И не только по культурным соображениям, которые каждый раз ему приписывают. Миф – определял сознание человека античности. Составлял целостную структуру мира. Наделял человека целью жизни. Во многом мифы заложили в общество такие глубокие архетипы, которые и сегодня выглядывают наружу, определяя сознание людей. Миф имеет функцию образа. Благодаря образу можно донести до сознания человека важные ценности, это удобно ещё и тем, что человек в минуты постижения мифа не включает критическое мышление: легенда воспринимается на веру, её не нужно доказывать. Можно провести аналогии с русскими сказками, которые рассказывают детям родители. Если вы в детстве слушали или читали наши сказки, то можно с полной уверенностью утверждать, что вы – русский человек. Именно за это в древности на Руси и ценилась сказка, она прививала детям глубинные архетипы, которые соответствовали только русским традициям. Более подробный разбор русских сказок мы произведём, когда перейдём к отечественной философии. Сразу стоит оговорится, что миф нельзя приравнять к сказке. Сказка однозначно выдуманное событие. Миф может нести в себе некоторые исторические события, в который древние греки олицетворяли своих первых героев с богами, передавали первые знания и т. п. При этом ошибочно будет утверждать, что все мифы являются частичкой Истины. Мифы греков, евреев, индийцев – разные. В них могут быть схожие мотивы, но так или иначе они могут быть искажены. Важно отделить ценность мифа от ценности Истины, ибо, смешивая их, мы неосторожным образом уходим в собственные фантазии. Возвращаться к истокам можно и нужно, другое дело – к каким? В современном мире мифотворчество распространено повсеместно, люди пытаются заполнить духовный вакуум, который пришёл в конце модерна. Но часто сами попадаются в ловушку князя мира сего, уходя в ложные мировоззренческие представления, в которых мифы играют центральную роль.

Милетская школа


В Античной философии Древней Греции принято причислять первые наработки Милеткой школы. Учения Фалеса и его учеников Анаксимена и Анаксимандра. Симптоматичным для европейской мысли стал их первый порыв в развенчивании мифа. Тем самым, не спеша углубляться в сугубо научное познание, эти мыслители первыми и начали деконструкцию античного мира. И пусть в современной трактовке их принято относить к первым светилам, которые двинули прогресс вперёд, на деле их деконструкция мифа привела к первому неосознанному отделению человека от мира природы.

Фалес много путешествовал, познавал мир и представления о мире других народов. Судя по его образу жизни, он любил философию, обладал высокими знаниями математики и астрологии для своего времени (7-6 в до н.э.). Вполне его можно назвать защитником философии на одном простом примере, описанным ещё Аристотелем. Когда Фалеса соотечественники из знатных родов, не воспринимая всерьёз, упрекнули в бессмысленности его занятия, Фалес определил по расположению звёзд будущий урожайный для маслин год и заранее вложил деньги в маслодавильни. Когда же урожайные год закончился, а следующий не дал достаточно маслин – Фалес удачно сторговал весь свой урожай, разбогатев в один миг. Он пожертвовал эти деньги в городскую казну, показав, что они ему были не нужны. Так он подал урок своим знатным друзьям, что цена философии как познания мира гораздо выше.

Фалес говорил о множестве богов и наделял душой каждый предмет. Можно сказать, что он не сумел сбросил оковы идей пантеизма, но сам при этом попытался рационализировать прошлое. Он первым выдвинул идею о первооснове. Аристотель подчеркивает интересную идею Фалеса о том, что душа есть нечто, что способно приводить в движение. Но тот не стал углубляться в познание души, а ограничился познанием материи. Поэтому в попытках поиска единой субстанции, из которой состоит весь мир, он наивно выдвинул идею, что всё есть вода. Вода – первоначало мира. Это можно связать с тем, что ему удалось выяснить значение воды в поддержании жизни, из его наблюдений за миром подводным, силу влаги в росте живого. Некоторые комментаторы считают, что под водой он понимал не саму жидкость, которую мы пьем, а некий жидкий «физис». Фалес связывал происхождения мира с действием воды. Если проводить аналогии с современной науки сущность такой субстации ученые раскрывают через гипотезу, по которой Вселенная возникла в результате взрыва вакуума – самостоятельного физического основания. Забавно видеть, что спустя десятки веков учёные лишь повторяют представления Фалеса, только в качестве «воды» здесь используется астрономическое физическое понятие, взятое из последних исследований космоса. И когда мы улыбаемся, слушая о наивных представлениях милетцев, даже и подумать не можем, что подобные представления ложатся в современное представление о мире, только обоснованное некими теориями наукоемкого характера с классическим использованием открытых законов и наработанным сводом принципов и правил. Как пишет Канке: «Заблуждения милетцев фактически копируется тогда, когда хотят сложные явления объяснить «просто», а именно, сводя их к какому-либо первовеществу. Например, явление телепатии объясняют движением всепроникающих нейтрино». Всегда важно знать, что установление Истины невозможно без полноценного развитого философского анализа. Проводя аналогию с теорией «Большого взрыва», несложно заметить теоретическое обоснование на примитивном уровне ранней философии. Поэтому критикуя Фалеса, мы отметим его не критичность к собственным предположениям, позаимствовав которые некоторые ученые сами себе вырыли яму. Хотя что можно было ожидать от цивилизации, которая ставила во главу угла технический прогресс?


С этой книгой читают
В данной работе известный философ и идеолог Денис Гаврилов рассматривает основные постулаты теории гегемонии Антонио Грамши через призму классовой и геополитической борьбы. Помимо политико-философского осмысления трудов итальянского деятеля предлагается новое прочтение и развитие неограмшизма на службе евразийской научной мысли.
Автор книги, известный философ и идеолог Денис Гаврилов, тезисно излагает через противопоставление с основными политическими доктринами Модерна основные постулаты идей авторского проекта социал-евразийства. В данном произведении читатель может ознакомиться с итогами дебатов евразийской идеологии с остальными течениями современной политической мысли, а также раскрыть для себя новую сущность таких понятий как социал-монархизм и народничество.
Данный труд представляет собой многолетнее исследование, которое опровергает материалистические мифы дарвинизма. С помощью современного академического аппарата мы возрождаем многовековые истины русской православной философии через последние достижения и открытия науки, тем самым опровергая популярное мнение, что наука и христианство несовместимы. Сегодня с каждым новым открытием мы можем утверждать, что наука подобралась достаточно близко, чтобы
Чтобы Россия могла развиваться как сверхдержава нужен комплекс геостратегических концепций оформленных в идеологию. Данная книга предлагает в качестве государственной идеологии избрать евразийство, социальное и философское учение князя Николая Трубецкого и Петра Савицкого приспособленное к современным реалиям геополитических вызовов.
Эта книга про то, что есть Бог?....... Кто или Что "играет в кости"? Кто мы, откуда взялись и сколько нам осталось?.....
Эта книга представляет собой попытку разобраться в вопросе: почему И. Кант, основоположник классической парадигмы мышления, явился вдохновителем для самых радикальных критиков и реформаторов классической рациональности, таких как М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, С. Жижек, М. Мамардашвили. Рассматриваются пути трансформации важнейших концептов кантовской философии у современных авторов. Современные версии трансцендентализ
Перед читателями четвёртая книга Аркадия Арка из специальной серии «Критика вузовской философии». Эта книга посвящена разбору учебника «Основы философии», который составлен двумя авторами, докторами философских наук, профессорами Владимиром Сабировым и Ольгой Соиной. По мнению А. Арка, в данном учебнике в совершенно скверной форме преподносится не только зарождение философии, но и сама философия, её понимание как явления. Обложка авторская.
Сопротивление Хайдеггера «модерну» стало едва ли не официальным его завещанием. «Черные тетради» лишь укрепили этот антимодернистский вывод, превратив Хайдеггера в ведущего философского мракобеса XX века. Но, быть может, не стоит верить Хайдеггеру на слово? Что если попытаться деконструировать Хайдеггера как модерниста, вскрыв за декларативным уровнем инвектив и дежурной критики территорию модернистской онтологии с ее собственными проблемами (так
Против молодого мага снова ополчается весь мир. Срединное княжество, Империя, лихие люди из Пустоши – все отныне хотят его смерти. Но лишения, на которые пошел Рико, не остались без награды: отныне ему известен секрет, способный помочь павшей богине. Остается лишь вернуться в родную Пустошь, выиграв безжалостную гонку со смертью.
Итальянский писатель и публицист Роберто Савьяно (р. 1979), как никто другой, знает мир неаполитанской каморры. Он исследовал его настолько глубоко, что вот уже много лет ради собственной безопасности вынужден ночевать в полицейском участке. Роман “Пираньи Неаполя” сразу стал сенсацией. Это книга о банде подростков, шагнувших в преступный круг, который манит деньгами, авторитетом, властью, яркой линией судьбы. И неважно, что на пути к цели придет
Мир и покой никогда не царили на территории Иллинской империи, внутренние конфликты всегда раздирали ее, но с приходом новой угрозы прежние распри смолкли. Ранее неизведанная сила пробудилась, порождая на свет нечто темное, нарушая привычный цикл жизни. Теперь судьбы Кастора, Сектуса и Афадора тесно переплетены между собой. Сейчас им только предстоит встать на тяжкий путь, но роль, отведённая им весьма значима. Ведь выживание всех и каждого будет
Автор решает переместиться в своё произведение, но позже выясняется, что вернуться назад не так уж и просто. Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.