Катерина Логинова - Древние греки. Философия на салфетке

Древние греки. Философия на салфетке
Название: Древние греки. Философия на салфетке
Автор:
Жанры: Культурология | Метафизика | Книги по философии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Древние греки. Философия на салфетке"

О сложных вещах трудно говорить словами, иногда проще их нарисовать. Я начала писать эту книгу для ребенка, мечтая рассказать о высоких материях доступным языком, но не справилась с управлением. Так книга для детей стала книгой для взрослых. А вот картинки я решила оставить. Почему, в конце концов, детям не полистать «взрослую» книгу? Эта книга посвящена древнегреческой философии. Философия произрастает из мифологии и мистерий, и все это переплетается с историей. Дела давно минувших дней прямо или косвенно связаны с нами. Потому, изучая философию, мы можем лучше понять себя, что для нашей цивилизации совсем не является лишним.

Бесплатно читать онлайн Древние греки. Философия на салфетке


Вступление


Философия – явление не совсем обычное. С насущными нуждами она мало связана – ей, видите ли, нужно объяснить реальность во всех ее проявлениях, постигнуть бытие, найти начало всех вещей, основу мира. Грубо говоря, философ ищет понимания мира, в котором он живет, себя, как части мира и способы познания этого мира.


На Востоке мудрость искали в религии, искусстве, поэзии. Путь восточной философии был религиозным, хотя именно там возникла практическая, прикладная наука. Греческая философия для достижения мудрости избрала другой путь – путь разума. Греки первыми начали заниматься теорией. Их единственным желанием было отыскать истину как таковую, истину как последнюю инстанцию – никакой корысти! Другой вопрос, была ли философия греков религиозна… В большинстве источников, с которыми я познакомилась, говорится, что нет. Мне так не кажется. Сама я не религиозна, но ухитрилась усмотреть глубокий религиозный подтекст в творениях «первых материалистов».


Но кто такая я? Я не историк религии, не профессор античности, я обычный научный журналист, потому мое исследование не претендует на научность. Я просто заинтересовалась темой, и совершенно случайно побочным эффектом этого интереса стала собственная книга, которую изначально я писать не планировала. А то, что я не удержалась от собственных выводов… Тут виновата природная несдержанность… Мне только остается надеется, что вдумчивый читатель меня простит.


Но слишком много обо мне. Вернемся к нашим баранам.

Какова разница между наукой и философией? На Востоке наука строилась на наблюдении. Из наблюдений делались выводы, на основании которых создавались гипотезы. Фрэнис Бэкон эту позицию разделял. Карл Поппер с Бэконом и восточными мудрецами не соглашался. У досократиков, говорил он, все наоборот – многие их смелые идеи никак не связаны с наблюдением. Как мог Фалес увидеть, что Земля плавает в воде? Где мог Анаксимандр подглядеть, что Земля парит в воздухе? Это можно только предполагать. Сначала мы ставим вопросы, находим проблемы, потом строим теории и потом уже ищем их подтверждений в наблюдении и эксперименте. Познание развивается благодаря предположениям и опровержениям (Карл Поппер, «Предположения и опровержения. Назад к досократикам»).


В каком мире возникла натурфилософия? В мире мифа, в мире объективной материи, в мире… великого пессимизма. Человек был игрушкой судьбы, а за гробом его ждало мрачное прозябание в полнейшем беспамятстве. В таком мире ему ничего не оставалось, как жить настоящим и получать удовольствие или искать бессмертия в великих деяниях и вкладывать жизнь в свою общину, в свой полис, сливаясь с чем-то большим, нежели он сам.

У философов это большее было. Они ставили перед собой космологические вопросы. Но зачем им понадобилось разбираться, как возник космос и что привело его в движение?

Космос не был для древнего грека бесконечно расширяющейся астрономической вселенной, состоящей из миллиардов галактических сверхскоплений, темной материи, космических лучей, межзвездного газа и проч. Космос был родным, своим, домашним. Кстати, слово «косметика» произошло от слова «космос». Этот термин обозначал наряд, украшение. Поэтому греков интересовало устройство их большого дома. Конечно, непосредственно наблюдать происхождение или устройство этого дома не представлялось возможным. Потому оставались только предположения.

В каком-то смысле философия ближе к фантазиям. От простых беспочвенных фантазий она отличается тем, что использует особые методы построения этих самых фантазий. И стремятся эти фантазии к внутренней непротиворечивости.

Зачем же люди испокон веков занимались сотворением своих фантастических миров? Зачем, если невозможно было доказывать и наблюдать, экспериментировать и опираться на объективный опыт? Если это были только системы веры? Зачем?

Мир дан нам незавершенным. Когда человек чувствует присутствие загадки, он чувствует и потребность расставить все точки над «и». Философы с помощью мысли пытались достроить мир, дорисовать его картину.


Наш мозг делает все, чтоб оградить нас от свободы и случайности. Потому что свобода зачастую слишком энергозатратна для нас. С другой стороны, мозг требует ответов на многие проклятые вопросы, и нам проще принять чужие ответы. Потому что свобода – бремя.

Греки создали новое, потому что у них была свобода, было много народностей, полисов, разные боги-покровители. Они спорили, они не знали, как все «на самом деле». А вот у Рима уже была идея, они знали, зачем завоевывать мир. Они не смогли создать оригинальной философии. Новую философию может дать только свобода. Свобода не знать. Оригинальный мыслитель не знает «зачем?». Он придумывает это.

Свобода не знает ответа. Пока не знаешь, не определен. У тебя нет религии, цели, смысла, есть только сам процесс поиска. Но когда находишь ответ, в чем-то теряешь свободу. Свобода создает оригинальные философии, которые в чем-то делают людей несвободными, задавая мировоззренческие рамки. И можно сказать, что отчасти и до сих пор мы живем в рамках, созданных древнегреческими философами.

История


Минойская цивилизация

Нельзя говорить о философии и оставить в стороне исторический контекст.

Древняя Греция существовала с 3 тысячелетия до н.э. во 2 в. до н.э. Называлась она Элладой. Территориально Эллада была гораздо шире, чем современная Греция. Греки жили в Крыму, на Кавказе, на Кипре, в Сицилии.

В бронзовом веке, в начале 3 тыс до н.э. на островах Эгейского моря возникла эгейская цивилизация. Первые центры ее раскопал великий искатель Трои Генрих Шлиман. Начала этой цивилизации связаны с островом Крит и минойской культурой. Возможно, само название «минойская» идет от царя Миноса, который правил на Крите и по приказу которого Дедал построил известный лабиринт. Кстати, зачем?

Минос был сыном Зевса и Европы. Это известно всякому приличному историку! Европа родила его как раз на Крите, а критский царь Астерий усыновил и его самого, и его братьев. И заодно по приказу Зевса женился на Европе. Миносу очень хотелось стать царем. Но как доказать народу, что именно он достоин этой чести? Вот если народ увидит, что боги не оставляют его молитв без ответа… Минос помолился Посейдону, чтоб тот подал народу знак и прислал быка для жертвоприношения. Посейдон поверил, и к критским берегам приплыл белоснежный бык. Но рука Миноса на такую красоту не поднялась, он потихоньку отправил необыкновенного быка в свои стада, а в жертву принес быка попроще. Посейдону это не понравилось, и он навел на быка бешенство, а жене Миноса внушил страсть к нему. Спасибо мастеру Дедалу – без него жена Миноса бы не справилась, но мудрый мастер смастерил корову… И вот, пожалуйста, – Минотавр. Полу-бык, полу-человек. Для Минотавра Дедал построил лабиринт. Дальнейшая судьба Минотавра известна – его убил герой Тесей. Судьба Миноса не менее печальна – погиб он достаточно нелепо.


С этой книгой читают
Однажды я решила пересказать ребенку «Илиаду», а, чтоб облегчить восприятие, начала рисовать. Как умела и на чем попало. Аудитория оказалась благодарной, я увлеклась, а потом подумала, что «Илиада» – кусок, вырванный из контекста. И хорошо бы осветить весь контекст. Но где он начинается? С того ли, что Парис украл Елену? Или с того, что Парис услужил Афродите? Или с проблем, возникших у Фетиды? Расширяя контекст, я дошла до начал мира, который во
Книга приглашает вас стать участником веселой компании, которая отправляется в путешествие. Персонажи время от времени меняются, места тоже. Окунитесь в мир, где люди играют с судьбой и где судьба порой бывает весьма снисходительной. Позитивный настрой, жизнелюбие, умение смеяться над собой помогает героям находить смешное в самых нелепых и малоприятных ситуациях. Личность автора отражена в неиссякаемом юморе и в рисунках-иллюстрациях от руки, ож
Истории о том, как «путешествия невольные», связанные со всяческими турфирмами разной степени порядочности, потихоньку трансформируются в «путешествия вольные», где человек берет на себя ответственность за свой маршрут, свой досуг и свою жизнь.
Мистификации всегда привлекали и будут привлекать к себе интерес ученых, историков и простых обывателей. Иногда тайное становится явным, и тогда загадка или казавшееся великим открытие становится просто обманом, так, как это было, например, с «пилтдаунским человеком», считавшимся некоторое время промежуточным звеном в эволюционной цепочке, или же с многочисленными и нередко очень талантливыми литературными мистификациями. Но нередко все попытки д
Монография посвящена взаимным превращениям литературы и науки в некоторых текстах представителей петербургской ветви формальной школы, возникшей в литературоведении накануне революции. Рассматриваются проблемы методологической и философской генеалогии формалистов, конструирование биографии и дружеского профессионального круга, новаторские опыты «самосознания» критического письма у Виктора Шкловского и работа Бориса Эйхенбаума в интимных прозаичес
Книга состоит из двух частей, отражающих многолетнюю работу автора над различными аспектами философии культуры. Первая часть – «Музыка как проблемное поле человеческого бытия» – посвящена исследованию интерпретации философской концептосферы языком музыки. Автор рассматривает такие проблемы как власть и ее формы, свобода и ответственность, различные пути осуществления жизненной судьбы, кризис идентичности в переходные эпохи и другие на примере оте
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
Направлено на формирование навыков чтения и перевода современных англоязычных газет. Теоретико-практический курс построен на основе аутентичных газетных текстов.
Представлены материалы V Региональной студенческой научно-практической конференции, проходившей в Бугульминском филиале ФГБОУ ВПО «КНИТУ» 23 апреля 2014 г., по следующим направлениям: социально-экономические аспекты регионального развития; современное общество: социальные, этнические, правовые, культурологические и философские проблемы; интеллектуальные системы и управление информационными ресурсами; современные технологии машиностроения; разрабо
Любовь для дриады либо дар, либо проклятье. Эти слова мама повторяла нам с сестрой довольно часто. Но даже они не остановили меня на пути в большой мир. Только я не подозревала, чем все это обернётся.
Занимательные рассказы о том, что может быть в реальной жизни и чего быть не может.