Катерина Логинова - Древние греки. Мифы и мистерии на салфетке

Древние греки. Мифы и мистерии на салфетке
Название: Древние греки. Мифы и мистерии на салфетке
Автор:
Жанры: Религии / верования / культы | Мифы / легенды / эпос | Античная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Древние греки. Мифы и мистерии на салфетке"

Однажды я решила пересказать ребенку «Илиаду», а, чтоб облегчить восприятие, начала рисовать. Как умела и на чем попало. Аудитория оказалась благодарной, я увлеклась, а потом подумала, что «Илиада» – кусок, вырванный из контекста. И хорошо бы осветить весь контекст. Но где он начинается? С того ли, что Парис украл Елену? Или с того, что Парис услужил Афродите? Или с проблем, возникших у Фетиды? Расширяя контекст, я дошла до начал мира, который возник вместе с божественными субстанциями и закончился Троянской войной. В итоге я написала книгу. Не только о мифологии Древней Греции, но и мистериях, не только для детей, но и для взрослых.

Бесплатно читать онлайн Древние греки. Мифы и мистерии на салфетке



Предисловие

Греческий миф не возник на пустом месте, как и греческий пантеон. Это придание формы архаическим верованиям, это интеграция религий разных народов. Греческая мифология состоит из критских, египетских, палестинских, фригийских, вавилонских и других заимствований. Мы можем реконструировать мифы, обращаясь к записям на храмовых стенах, вазах, печатях, чащах, ларцах, щитах и проч. Элементы, обнаруженные в одном мифе, стоит поискать и в других мифах и благодаря аналогам обрести новую трактовку.

Но где греки, а где мы… Нам-то это зачем? Можно много правильных и красивых слов написать по этому поводу. Но я думаю, самое главное в том, что нам от этого никуда не деться. Мифы поднимают вечные темы, и темы эти о нас. И если мы хотим лучше знать себя, нам нужно что-то знать о мифологических системах древних. Не только древних греков, а вообще древних.

Архаический период

Мы начнем наш разговор с архаических верований, уходящих корнями в доисторию. Мифология делится на два периода – хтонический (хтонос – земля) и классический.

В доолимпийском периоде было мало человеческого, земля порождала чудовищ, мир жил своей неведомой жизнью – человек туда еще не очень вписывался. Но насколько вписывался, насколько ощущал себя частью природы и порождением всеобщей матери-земли, настолько пытался внести в мир и человеческие формы. Отсюда и Ехидна (женщина-змея) и Сфинкс (женщина-лев), и кентавры (люди-кони). С этим же связаны и начала мира – Хаос, Эрос, Тартар и Гея. Мощные, непонятные первопотенции, порождающие чудовищ или титанов.


В архаической мифологии находят отражение все исходные формы религии – фетишизм, анимизм, тотемизм. Ствол дерева на о.Делосе был представителем богини Лето, камень в г.Феспия – воплощением Эрота, два соединенных перекладиной бревна в Спарте – братьями Диоскурами. Позже эти фетиши были включены в олимпийский культ. Как и растительные фетиши. Зооморфизм в архаический период тоже процветал, а в классический – волк-оборотень стал Аполлоном Волкоубийцей, змея и сова воплотились в мудрой Афине, медведица оказалась Артемидой, а про «волоокую Геру богиню» можно и не говорить. Но ни о каких богах в хтонический период речи не шло, стихии не были еще достаточно оформлены, чтоб обрести имя и биографию.

Что же происходит в классический период? На смену фетишизму и зооморфизму приходит антропоморфизм, боги становятся похожими на людей. И новая мифология начинает бороться с мифологией древней. Появляются боги, побеждающие титанов и обустраивающие мироздание, появляются герои, побеждающие чудовищ. Гесиод описывает борьбу между поколениями богов за власть, что восходит к восточным традициям, к индоевропейскому корню. Как, впрочем, и переустройство мира победившей стороной.





Сами греки не были единым народом. И в том плавильном котле, в котором из нескольких племен рождался один, рождались и новые боги. Из старых богов. Потому можно говорить и об объединении – олимпийская религия включила в себя архаических богов и переосмыслила их.

Теперь примеры.

Аполлон, видимо, проник в Грецию из Азии, так как там находились наиболее известные места поклонения ему. Элиаде говорит о хеттской надписи, найденной рядом с анатолийской деревней, где написано «Апулунас», «бог врат». Да и Дельфы, в которых вещала пифия Аполлона, изначально не были связаны с Аполлоном. Слово «дельфы» переводилось как «чрево», «матка», в доэллинский период это место считалось Центром Мира, Пупом Земли. Сам Аполлон имеет много общего с шаманскими персонажами. И вдохновенный транс, и предсказание будущего, и видения, приводящие к мудрости, и связь с музыкой (один из его атрибутов – лира). Сюда же можно отнесли лук и стрелы – оружие Аполлона, которое переосмысляется в греческой традиции и становится символом гармонии. В итоге именно с Дельфами связана ключевая греческая формула: «Познай себя!». Конечно, мы на эту формулу смотрим из современности. Что греки сюда вкладывали – большой вопрос.


Хтонический Супруг Земли, становится братом Зевса – Посейдоном, колебателем земли. Хотя его порождениями, в частности, являются гиганты и чудовища (Полифем, Тритон, Гарпии и т.д.) – что говорит о его непростой природе…


Пришедшая из Малой Азии (Фригия) Великая и грозная Мать, Кибела, в Греции разделила свои функции с Деметрой и Артемидой.


Богиня брака Гера в доклассическую эпоху связывалась с Матерью-Землей и была и божеством плодородия. Об этом говорит и союз ее с Зевсом, богом грозы. Божества-оплодотворители обычно вступали в союзы с Богиней Матерью. К тому же Гера тоже рождала чудовищ (Лернейскую Гидру, например), что свойственно богиням Земли.


Черты Хозяйки диких зверей присущи также и Афродите, богини любви. Афродита (она же Иштар или Аштарот) пробуждает вожделение на всех уровнях бытия – в божественном, человеческом и животном мире. По древней версии, Афродита родилась из крови оскопленного Урана, в гомеровской же традиции она уже становится дочерью Зевса и Дионы. Тут тоже заметна эволюция образа.

Итак, греческая мифология должна рассматриваться в своем развитии. А развитие ее, возможно, связано с ростом самосознания человека, с тем, что человек начинал лучше понимать природу и меньше ее бояться, к тому же он начал лучше понимать себя, что тоже немаловажно.

История божеств и первых людей

В 8 веке до н.э. с Гомера (8 в до н.э.) и Гесиода (8-7 в до н.э.) начался предфилософский этап развития античной мысли. Поэты рассуждали о богах (насколько можно о них рассуждать). Они не создавали мифологию, но в каком-то смысле систематизировали ее и оставили нам сведения о ней.

Мифология занималась поиском закономерностей, по которым развивался мир. Она смотрела на мир через призму неких божественных сверхличностных начал.

Мне бы хотелось пересказать мифологию как одну связную историю. Точнее – это будет несколько историй, которые я попыталась связать в одну. Эти истории не являются первоисточником, а лишь вольным пересказом Гомера («Илиада», «Одиссея») и Гесиода («Теогония»), Псевдо-Аполлодора («Библиотека») и Овидия («Метаморфозы»), Эсхила, Еврипида и Софокла, Р. Грейвса («Мифы Древней Греции»), А.А. Тахо-Годи («Греческая мифология»), Н.А. Куна («Легенды и мифы древней Греции») и других авторов.

Стоит отметить, что у разных авторов (которых мы относим к первоисточникам) имеются весьма разные сведения о жизни и родословии мифологических персонажей. Так, например, родителями Прометея часто называют Иапета и Климену, по Аполлодору же, его мать – Асия, по Эсхилу – Фемида-Гея, а по Евфориону он сын Геры и титана Евримедонта. Так что мы в любом случае поставлены перед выбором… Но суть не меняется. Итак…


С этой книгой читают
О сложных вещах трудно говорить словами, иногда проще их нарисовать. Я начала писать эту книгу для ребенка, мечтая рассказать о высоких материях доступным языком, но не справилась с управлением. Так книга для детей стала книгой для взрослых. А вот картинки я решила оставить. Почему, в конце концов, детям не полистать «взрослую» книгу? Эта книга посвящена древнегреческой философии. Философия произрастает из мифологии и мистерий, и все это переплет
Книга приглашает вас стать участником веселой компании, которая отправляется в путешествие. Персонажи время от времени меняются, места тоже. Окунитесь в мир, где люди играют с судьбой и где судьба порой бывает весьма снисходительной. Позитивный настрой, жизнелюбие, умение смеяться над собой помогает героям находить смешное в самых нелепых и малоприятных ситуациях. Личность автора отражена в неиссякаемом юморе и в рисунках-иллюстрациях от руки, ож
Истории о том, как «путешествия невольные», связанные со всяческими турфирмами разной степени порядочности, потихоньку трансформируются в «путешествия вольные», где человек берет на себя ответственность за свой маршрут, свой досуг и свою жизнь.
Что это такое? Предопределенность? Фатальность? Судьба? Почему и для чего все это происходит? Для того, чтобы мы заметили и начали размышлять об этом? Может, для того, чтобы начали осознавать, что это не случайности и не совпадения? Или для того, чтобы начали задумываться о мироздании и Боге? Ведь вселенной тоже кто-то управляет и подчиняет ее своим законам.
Посещение Афона. Фотографии. Афо́н (греч. Άθως, в греческих источниках официально именуется Святая Гора, греч. Άγιο Όρος, «А́йо О́рос») – гора (высота 2033 м) и крупнейшее в мире средоточие православного монашества на полуострове Айон-Орос на северо-восточном побережье Греции, между заливами Айон-Орос (Сингитикос) и Иерисос (Акантиос) Эгейского моря.
Нежность, которая складывается в бумажную птичку, умещается на ладошке, прячется в складках мятой футболки. Женщины – небо Аустерлица и поле Бородина.
Книга продолжает серию «Мифическая космография». Она посвящена практике Образной медитации, открывающей врата в Архетипическую реальность.
Поистине, это вечная тема: исследование одной из величайших святынь христианского мира – Туринской Плащаницы, ткани, запечатлевшей, по убеждению большинства верующих, облик Иисуса Христа после крестной смерти на Голгофе. Ученые в растерянности: им, привыкшим проверять свои идеи практикой, становится все яснее, что наиболее адекватно объясняет все особенности Туринской Плащаницы именно «сценарий чуда», Воскресения Христова, оставившего на ткани сл
«О благодеяниях» – произведение римского философа–стоика, поэта и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки (4 до н.э. – 65).***Это философский трактат из семи книг. В акте добровольного благодеяния автор видит единственную надежную основу взаимоотношений между людьми. Для человека всякое благодеяние есть добродетельный поступок, награда за который – в нем самом, даже если за благодеяние не платят благодарностью. Новые поколения признали Сенеку
Даже опытные вязальщицы часто не могут точно подобрать нужную пряжу под проект, что приносит лишние затраты и складирование неподходящих моточков, бобин на полках. А расчет пряжи на изделие становится сложным занятием, вместо которого проще купить пряжу в 2-3 раза больше нужного объема.Зная отличия характеристик волокон, понятную схему определения толщины пряжи и другие полезные фишки, Вы сможете легко ориентироваться в ассортименте. А точные таб
Человеку по рождению выдаётся Мирозданием около 120 лет жизни и 100% здоровья в качестве утверждения его заданности и сущности. Если человек сам себе по жизни не мешал, он всё это сполна бы использовал. Однако, практическая жизнедеятельность большинства людей будучи не достаточно благополучной, растрачивает годы и здоровье попусту; сокращает годы жизни до 67-70 лет и умирает обременённый болезнями. Такая жизнедеятельность имеет своё предметное со