Чёртов навигатор! Устав воевать с навороченной техникой, я раздражённо ударила ладонью по рулю. Надо же было так вляпаться! Почти два часа кружу по одному и тому же участку лесной дороги, а поворота всё не видать.
Так, спокойно, родная. Ты у себя одна – нервы беречь надо. Свернув на обочину, я заглушила мотор старенького отцовского «Спутника» и опустила боковое стекло. Ещё пара часов – и начнёт темнеть, а значит, нужно срочно найти место для ночёвки, поскольку отправляться в обратный путь ни с чем я не собираюсь. Вроде полчаса назад мне встретилась заброшенная деревушка из десятка домов. Думаю, хозяева не обиделись бы, если узнали, что усталая путница одну ночь рассчитывает провести в их заколоченном доме.
Я вышла из машины, чтобы вдохнуть полной грудью наполненного смолянистыми и медовыми запахами воздуха. Вокруг шумел сосновый бор, даря успокоение взвинченным нервам.
Вот уж воистину Духова гора! Гора-призрак какая-то! Я достала из заднего кармана любимых джинсов распечатку маршрута. Деревню Кирово проехала давно, Опочку – и того раньше; но Литовка на горизонте так и не появилась, хотя навигатор упорно уверял в обратном. Что же за поворот-то такой мудрёный? На карте есть, а в действительности нет.
Пикнув сигнализацией, я решила пройти вдоль дороги в обе стороны. Может, просто на скорости не увидела? Прикрыт ветками верный путь… Проскочишь – и глазом не моргнёшь.
По ходу движения старой заросшей колеи никакого намёка на съезд не обнаружилось. Что за напасть?! Неужели и правда место какое-то заколдованное? Передёрнув плечами от недовольных мурашек, я повернула назад к машине и, обогнув её, устремилась в обратную сторону.
Нависшие над дорогой исполинские ветки, от которых нельзя было взгляда оторвать, невольно напомнили о заинтересовавшей меня истории. Люблю я читать про всякие загадочные места и, если есть возможность, посещать их. А тут сплошная благодать: всего в нескольких часах езды от родного Пскова расположилась таинственная Духова гора.
Наткнувшись взглядом на просвет в деревьях, я мысленно возликовала и сцепила пальцы на удачу. Да! Дорога! Вот только не для автомобилей, к сожалению. Оленья тропа, не иначе. Ну да ладно, я одним глазком посмотрю и даже до ночи до заброшенного дома добраться успею.
В душе похвалив себя за осмотрительность, а именно за закрытые перед уходом в машине стёкла, я уверенно шагнула на петляющую между соснами тропинку. Бор протянулся ещё на несколько метров и уступил место колосящемуся полю, посреди которого возвышался небольшой холм, окружённый деревьями и очень похожий на прикорнувшего ёжика. Может, с другой стороны поля есть более подходящий подъезд? Хотела же получше погуглить эту тему, так нет же, сорвалась средь бела дня. И дёрнула меня нелёгкая!
Начинаясь у подножия, на холм взбиралась тропа, вдоль которой все сосны оказались усыпанными не только иголками, но и разноцветными лоскутами тряпиц. Хм, как интересно. Значит, до сих пор приходят сюда люди со своими мечтами.
– Вечер добрый, – раздался сбоку чуть надтреснутый женский голос. – Храм-то закрыт уже, поздно ты приехала, дева.
– Храм? – я повернула голову на голос и обнаружила рядом с собой старушку в свободном сарафане, расшитом кружевом и народными мотивами. – Добрый вечер, бабушка.
– Да часовня там, наверху, – махнула рукой незнакомка. – Коли есть желание какое или мольба, надо подняться туда да полы внутри вымыть, о желании своём думая. Оно и сбудется.
– И что, действительно сбывается? – я невольно улыбнулась, разглядывая удивительно молодые серые глаза на морщинистом лице.
– Кто ж знает? – сказала старушка, слегка склонив голову набок и внимательно меня рассматривая. – Коли веришь, так везде своей вере подтверждение найдёшь. А коли не веришь, так, сколько доказательств ни представь, нос всё равно от счастья своего отвернёшь.
Я всегда уважала пожилых деревенских жителей: мудрый народ, к природе близкий. Когда-то даже мечтала в деревне жить, да не сложилось. Работа – дом, крутишься как белка в колесе, одно развлечение – фольклор местный собирать. Иногда такие жемчужины попадаются! Вот, например, как эта гора.
– Чай, издалёка приехала-то? – вернула мои мысли на землю собеседница. – Я тут живу поблизости. Переночуешь да утром пойдёшь наверх, коли за этим прибыла. Баба Маша я, а тебя как величать-то?
– Елена, – снова улыбнулась я незамысловатости простого общения. – Я из Пскова, он недалеко отсюда. Мне было просто любопытно посмотреть, что это за место такое.
– Праздный интерес? Ну что ж, расскажу, о чём захочешь узнать. – Бабушка поправила подол сарафана и, махнув рукой в сторону, откуда я пришла, добавила: – Мой дом там.
Вот это то, что я называю удачей.
Местные ведь всё знают и замечают. Возможно, конечно, и сказок порасскажет, но и крупицы правды в них должны быть. История, понятное дело, не на ровном месте возникает.
Последовав за старушкой, я с удивлением отметила про себя, что вот этого узкого поворота при подъёме и не видела, а он между тем вывел нас к небольшой, но опрятной избушке на поляне. Грубоватый сруб оброс мхом и диким виноградом, а вокруг понизу укутался папоротником, будто в дорогой наряд.
Отворив дверь, баба Маша указала мне на узкую кровать справа от входа. Укрытая разноцветными домоткаными ковриками, она так и манила своим уютом.
– Ты проходи, Елена, не стесняйся. Спать тут будешь, а я на печке лягу. Кости старые уже, никак согреться не могу. Сейчас поужинаем, а потом и побеседовать можно.
– Спасибо, – улыбнулась я хозяйке и обвела взглядом скромную лесную обитель.
На ум пришло сравнение с жилищем Бабы-яги, но я тут же прогнала эту мысль. Посреди дома, как и положено, возвышалась каменная печь, наполнявшая его приятным теплом. Простой деревянный стол с тремя кособокими стульями притулился у окна напротив кровати. У её изножья стоял массивный сундук, обитый по краям железом. Пол покрывали изрядно поблёкшие половики, половички и циновки.
Никаких излишеств. Хоть одну ночь мне посчастливится провести в домике моей мечты! С не сходящей с лица улыбкой я положила прихваченную из машины сумочку с документами на окно, что возвышалось над кроватью, и повернулась к бабушке. Та уже успела накрыть стол белоснежной вышитой скатертью и водружала на него глиняный горшок, мгновенно распространивший по дому ароматный запах. Рядом с горшком опустились две деревянные плошки и ложки.
– Ты присаживайся, не стесняйся, – сказала баба Маша, кивнув в сторону одного из стульев. – Поешь, я мясо с картошкой сегодня запекала. Оно сытное и сил даст сколько нужно.