Русский прозаик и драматург Дмитрий Савватеевич Дмитриев (1848–1915) родился в семье преуспевающего купца. Когда отец разорился, а вскоре после этого умер (1870), Дмитрий определился писцом в библиотеку Московского университета. Здесь он прослужил свыше пятнадцати лет. Параллельно со служебными занятиями он начинает литературную деятельность. На первых порах Д. Дмитриев писал небольшие рассказы, юморески, очерки, драматические сценки. Первая публикация его сочинений датируется 1874 годом. Особого дохода эти публикации автору не приносили, так что в 1880-е гг. Дмитриеву пришлось подрабатывать билетером в частном театре А. Ф. Корша. Впрочем, эту подработку, пожалуй, стоит считать своеобразной литературной учебой Дмитриева, поскольку под его пером рождаются мелодрамы из провинциальной и крестьянской жизни. Драматические произведения были то короткими, одноактными (скажем, комедия-шутка «Награда по заслугам», 1885 г., или бытовые сцены «Желанная весточка», 1883 г.), то выливались в полновесные многоактные творения: «За любовь и за деньги» (1883 г., картины захолустной жизни в 5 действиях), «Грех ходит по миру, а не по людям» (1882 г., народная драма в 4 действиях), «Лиходейка-мачеха» (1885 г., Новгородское предание, драма в 4 действиях). Помимо непосредственной задачи (обеспечить средства к существованию), обращение к драматургии вырабатывало у автора умение искусно построить занимательный сюжет, что в дальнейшем способствовало успеху его прозаических сочинений. Нелишне заметить, что и в драматургии Д. С. Дмитриев обращается к историческим сюжетам: «Вещий сон» (1886), «Братья-соперники» (1887).
С середины 1880-х годов Дмитрий Савватеевич обращается к жанру исторического романа. В 1889 году появляются исторические повести «В прошлом веке» и «Самосожигатели, или За старую веру». Два года спустя появляется повесть «Русские орлы», рассказывающая о событиях 1812–1814 гг. В дальнейшем у Дмитриева можно выделить несколько исторических циклов, хотя сам писатель такого разделения не поддерживал. Например, к «грозновскому» циклу можно отнести такие романы и повести, как «Княгиня Елена Глинская», «Купцы времен Грозного царя», «Ермак и Сибирь»; к петровскому – «Иван Мазепа», «Большой боярин», «Царица Наталья Кирилловна»; к екатерининскому – «Золотой век», «Великолепный князь Тавриды», «Авантюристка» (о княжне Таракановой), «Таинственный дом». Эпоха царя Алексея Михайловича отражена в романах «Змей огненный (Понизовская вольница)» и «Боярыня Морозова», эпоха Смутного времени – «Тушинский вор», «Заря. От мрака к свету», время Петра II – «Осиротевшее дерево», дилогия «Император-отрок» и «Разрушенная невеста». Заметное место занимали в творчестве писателя сюжеты войны 1812 году: «Кавалерист-девица», «Анна, купеческая дочь», «Два императора» (о противостоянии Наполеона и Александра I). Сюда, пожалуй, следует отнести роман «Русский американец» о Федоре Ивановиче Толстом, которого грибоедовский Репетилов назвал «голова… какой в России нету».
Современники не находили в произведениях Д. С. Дмитриева ярких литературных достоинств. Но его романы покоряли читателя другим: богатством фактического материала, живым описанием исторических личностей и хрестоматийными картинами старорусской жизни. Исторические романы Дмитрия Дмитриева интересны и современному читателю, хотя прошедшее со времени их написания столетие было богато архивными открытиями и сюжеты его книг могут содержать какие-то не совсем верные детали. Однако общую картину той или иной исторической эпохи писатель все же показывает достаточно верно. В этом, да в показе еще живых (для того времени) народных обычаев и традиций и заключается, на наш взгляд, обращение к романам Д. С. Дмитриева в наши дни. Надо сказать, что в советское время произведения Дмитрия Дмитриева были незаслуженно забыты. Только в девяностые годы прошлого столетия его романы вернулись к читателю. Многочисленные переиздания его лучших произведений (в том числе и появление их в электронном виде) свидетельствуют о том, что современная читательская аудитория приняла историческую прозу, созданную более ста лет назад.
А. Г. Москвин
Избранная библиография Д. С. Дмитриева:
«Два императора» (1896)
«Великолепный князь Тавриды» (1897)
«Кавалерист-девица» (1898)
«Княгиня Елена Глинская» (1899)
«Иван Мазепа» (1899)
«Тушинский вор» (1900)
«Ермак и Сибирь» (1901)
«Таинственный дом» (1901)
«Боярыня Морозова» (1901)
«Золотой век» (1902)
«Царица Наталья Кирилловна» (1905)
«Русский американец» (1912)
«Авантюристка» (1914)
ПОСВЯЩАЕТСЯ ДОБЛЕСТНОМУ РУССКОМУ ВОИНСТВУ
Александр исполнил и другой обет свой – утвердить ненарушимое блаженство подданных охранением прав, законов, покровительством промышленности и образования. Среди непрестанных забот политических, под громом браней непрерывных, ему надлежало вникнуть во все части управления до самых мелких подробностей… Он трудился неутомимо, и двадцатипятилетие царствования его представляет непрерывную цепь мудрых учреждений, содействовавших внутреннему благоустройству, успехам промышленности, в особенности просвещению народному.
Н. Устрялов
Все сочувствие славолюбивого народа должно было обратиться к войску и вождям его, и если один из этих вождей станет выше всех способностями и успехами, то в его руках будет судьба страны. Таким был Наполеон Бонапарт. Привычка действовать по инстинкту самоохранения развила в нем хищнические приемы: притаиться, хитрить, плести пестрые речи для того, чтобы обмануть, усыпить жертву и вдруг скакнуть, напасть на неприготовленных, напасть врасплох, поразить ужасом было его любимым занятием.
С. Соловьев
Европа, почти вся, за исключением России и Англии, была побеждена гением корсиканского выходца, который под громким именем императора Наполеона… властвовал не одной Францией, повелевал многими европейскими государствами и произвольно раздавал короны кому хотел, большей частью своим родичам… Европа изнывала, алчность Наполеона не знала предела: он уже покушался на спокойствие и свободу России… но на страже русского государства находился величайший из людей император Александр, благословенный всеми народами. Ему-то суждено было смирить ненасытную гордыню Наполеона и спасти Европу от его ига.
Державный северный богатырь восстал… Наполеон пал… И «падение его было великое».
«Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут»[1].
Война Наполеону объявлена, император Александр вступился за Пруссию, которую Наполеон со своими полчищами терзал на части…