Агния сидела на крылечке, положив голову на плечо бабы Шуры, и внимала ее словам.
«Каждый сам выбирает дорогу, по которой идет в течение всей жизни. Одни постоянно сомневаются, верным ли путем идут, другие действуют не раздумывая, как говорится, прут напролом. Вспомни, как в сказках: Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – жизни лишишься. Нет таких, кто ничего и никого не потерял, но нет и тех, кто ничего не нашел. От рождения нам уже многое дано: родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. С возрастом мы обретаем друзей, любимых, обзаводимся собственным потомством. Происходит смена поколений. Но выбор преследует каждого из нас. Мы выбираем как поступить, что сказать, от чего отказаться во имя большего и, на наш взгляд, лучшего. Не все в нашей власти, в любом случае необходимо приложить усилия на выбранном пути. Иногда лучше отдаться воле случая, чтобы жизнь сделала выбор за нас».
Инга родилась в семье богатых родителей, точнее, разбогатевших. Отец девочки – Егор Кузьмич – выходец из деревни. Но только физически. Душой и мыслями Егор с детства был городским жителем, способным на большие, серьезные дела.
Помаявшись из-за отсутствия каких бы то ни было перспектив, юноша рванул в ближайший к деревне город, точнее, городок, бывший ранее поселком городского типа. Рванул не один, а в охапку с молодой невестой Мартой, будущей матерью его единственной дочери. Тогда, много лет назад, ни о каком материнстве-отцовстве речи не было. Молодые, а точнее Егор, мечтали устроиться в городе, получить работу, купить квартиру. Первое время Егор был согласен жить в простенькой однокомнатной квартирке или даже в комнате в общежитии.
Собрали скромные пожитки и накопленный капитал из заработанных и снятых со сберкнижек родителей. С огромными надеждами молодая семья отправилась покорять большой мир. Егор не собирался останавливаться на малом, рассматривая городок как перевалочный пункт. Удачно вложился в строительство жилья на этапе котлована. Дом был готов к заселению уже через полгода. К этому времени Марта оканчивала бухгалтерские курсы. Идея принадлежала, конечно же, Егору, а стимулом для девушки послужило стремление быть лучшей для своего мужчины и соответствовать его честолюбивым планам.
Сам Егор успел поработать и в охране, и барменом, и продавцом на рынке. Новые знакомые общительного, обаятельного молодого человека пристроили его в единственную в городе туристическую фирму. Быстро обучаемый Егор с первых дней показал себя ответственным и надежным сотрудником. Он мгновенно угадывал потенциальных клиентов и ненавязчиво рекомендовал тот или иной тур в зависимости от их материальных возможностей. Со знанием дела расписывал все плюсы и минусы своих предложений, и ни один клиент не ушел от него недовольным или разочарованным. Вскоре молодого сотрудника «передавали из рук в руки» по сарафанному радио. Немного позже с документом об окончании бухгалтерских курсов на ту же фирму пришла Марта.
Проработав два года в турфирме, Егор заскучал в маленьком городке. Он лелеял мечту уехать с женой на юга, планируя открыть собственную гостиницу для отдыхающих. Марта высказывала опасения, что они могут прогореть, но глядя на красавца мужа, видела в его глазах твердую уверенность и понимала – отступать некуда.
Сама Марта, миниатюрная, хрупкая блондинка с застенчивым взглядом и робкой улыбкой, сколько себя помнила, была нерешительной и просто плыла по течению жизни. Ее воспитывали в строгости, прививая трудолюбие и послушание. Мать жалела и оберегала дочь от жесткого, местами жестокого отца и двух старших братьев, постоянно тиранивших малышку. Она была только рада выдать Марту за своего – деревенского, и передала дочь из рук в руки Егору.
Временами Марта чувствовала себя женой декабриста и боялась разочаровать мужа. А втайне от него мечтала о ребенке. Еще девочкой она представляла свою семейную жизнь в деталях, и ребенок всегда был в центре ее представлений. Ранние подъемы ее не пугали, в деревне приходилось вставать и до восхода солнца. Готовила она с удовольствием, запоминала секреты кулинарного мастерства, наблюдая, как кухарничает мама. Отец любил вкусно поесть, и мать фантазировала и выдумывала блюда из кур, яиц, свинины и овощей. Благо, все необходимое было под рукой. А главный секрет – травы для аромата. Их мама собирала сама. Фрукты с деревьев шли в желе и варенье. Марта с закрытыми глазами могла нарезать овощи для супа и на глаз определить пропорции ингредиентов.
Внешне Марта отличалась от большинства деревенских девушек: маленький рост, тонкая талия. Егор часто шутил: «Ты моя карманная женщина. Не такая, как все остальные. Ты особенная!» Марте это льстило, а в последнее время она все чаще стала задерживаться у зеркала, представляя, как прикладывает малыша к груди, но беспокоилась из-за ее маленького размера. Хватит ли ребенку молока? Никаких смесей в ее семье не признавали, все в деревне кормили только грудным молоком до года, двух, а кто и до трех лет.
На ее робкие намеки «не пора ли подумать о потомстве» Егор решительно заявлял, что сначала нужно встать на ноги, купить квартиру никак не меньше трехкомнатной, а лучше сразу дом. И Марта в очередной раз делал вид, что согласна подождать еще, и с понурым видом шла прибирать и без того идеально чистую квартиру. Без дела она не сидела никогда – деревенская привычка. Но там всегда было чем заняться, не заскучаешь. Работу в турфирме, куда ее устроил муж, девушка не любила, но выполняла безупречно, дабы не подвести Егора, поручившегося за нее.
Собрав волосы в конский хвост (в деревне она быстрыми заученными движениями сооружала на голове пучок), Марта придирчиво рассматривала себя в зеркале. Молодая, не красавица, но вполне себе привлекательная. Серо-голубые глаза, небольшой, чуть вздернутый носик, острые скулы (про такие говорят – выразительный профиль), не густые, шелковистые на ощупь волосы пепельного оттенка и ничем не выразительные губы – две тонкие ниточки. Где-то она прочла, что тонкие губы присущи безвольным, бесстрастным натурам. Марта, уже переехав в город, красила их ярко-красной помадой, а однажды чуть было не решилась на татуаж, но представив себя с новыми губами, поняла, что перестанет узнавать себя в зеркале, и примирилась с тем, что дала ей природа. В деревне ей бы и в голову не пришло заниматься такими пустяками, украшать свою внешность. Она бы всю жизнь жила в деревне среди овец и коз, но для будущего ребенка желала другой судьбы. Марта не забывала родителей и братьев, регулярно наведываясь в родной дом. Привозила продукты и сладости. Мама, Александра Ильинична, гордилась своей девочкой: «Выбилась в люди». Даже отец, нет-нет, да и кидал на дочь восхищенный взгляд. А братья улавливали незнакомый им ранее блеск в глазах и решительность во взгляде. Ее когда-то тусклые, собранные в пучок волосы мышиного оттенка, сейчас казались гуще и ярче – профессиональная работа мастера.