© Николай Яковлевич Надеждин, 2024
ISBN 978-5-0064-3708-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Надеждин
«Маленькие рассказы о большом успехе»
Джеймс Хедли Чейз
Под именем моим
Был в нашем институте один профессор, заведующий кафедрой ботаники. Человек пожилой, далеко за семьдесят (и даже за семьдесят пять). Но строгий – прямо ужас. Студентов мучил, как инквизитор. Короче не профессор, а настоящая беда.
Он слыл большим демократом. Обедал в институтском буфете за одним столом с троечниками. И на работу ездил в переполненном студентами автобусе. Его боялись и… любили. Учились-то по учебнику, написанному этим заслуженным дедушкой.
В автобусе он занимал место у окна и приглашал присесть рядом самую красивую девчонку с нашего курса. Раскрывал какую-то иностранную книгу и… мирно засыпал. Он и на лекциях частенько засыпал. Потом в панике просыпался и, делая вид, что всё нормально, начинал говорить невпопад, думая, что продолжает прерванную мысль.
Нас ужасно интересовало, что он читает. Что это за книга, которая таким чудесным образом на него действует? В конце концов, сошлись на том, что это «Обломов» в переводе на английский. Его и на русском непросто осилить. А уж на английском…
Однажды мы его спросили об этом прямо на лекции. Профессор задумался. А потом сказал: «Это детектив. Джеймс Хедли Чейз. Читали?» Мы, конечно, читали (но только в русских переводах). И лекция по физиологии растений незаметно переросла в литературную дискуссию.
С тех пор наш курс, буквально, заболел Чейзом.
Детективы любят все. Только одни это скрывают, другие – признаются в своей любви открыто…
А зачем, собственно, скрывать? Из-за «неинтеллигентности» жанра? Но это же ерунда. Детективный рассказ – тренировка для ума, логическая загадка, облечённая в литературную форму. В чём здесь принципиальная «неинтеллигентность»?
Нет, причина в другом. Точнее, две причины. Первая – написать хороший детективный рассказ (повесть, роман – неважно) очень непросто, сложней, чем добротную вещь в любом другом жанре. И вторая причина – детектив «слишком» популярен. Самые многотиражные книги ХХ столетия написаны в детективном жанре. Например, роман Чейза «Нет орхидей для мисс Блэндиш» разошёлся по миру в количестве… 7 миллионов экземпляров!
И то, и другое непростительный грех – в глазах хулителей детектива. Отсюда советы «применить талант в более достойном направлении» (хотя, что недостойного в добротной прозе, пусть и детективной?) и кривая нервная улыбка в сторону детектива. И зависть, неприкрытая чёрная зависть к гигантским тиражам и, что уж тут, к астрономическим гонорарам…
Джеймс Хедли Чейз – один из самых популярных писателей ХХ века. Причём, не только писателей, работавших в жанре детектива, но и литераторов вообще. Если подсчитать, сколько книг Чейза вышло в свет (и, соответственно, было раскуплено читателями), то окажется, что впереди – только Библия.
Удивительно… Как ему удалось? Жанр-то и в самом деле «не шибко высокий».
2. Большой писатель в «малом» жанре
Если отвлечься от каких-либо рамок, определяющих положение детективного жанра (в смысле – «высокий» он или «низкий»), то окажется, что это просто литература. Хорошая проза – если речь идёт о вещах действительно популярных, массовых. А хорошую прозу способен написать только хороший писатель.
Чейз – писатель очень хороший. Только этим можно объяснить его вселенскую популярность. За что бы он ни брался, всё делал по высшему классу. Его романы даже не прочитываются – проглатываются за одну ночь. Оторваться совершенно невозможно. Невозможно заскучать, отложить книгу в сторону, перевести дух. Пока не перевернёшь последнюю страницу, время останавливается.
И здесь открываются несколько совершенно удивительных деталей прозы Джеймса Хедли Чейза. Дело в том, что он никогда не писал о том, что… хорошо знал. Он описывал места, в которых не бывал. Рассказывал о профессиях, о которых имел лишь некоторое представление. Он никогда не участвовал в настоящем полицейском расследовании. И всю информацию черпал из путеводителей, справочников, энциклопедий и криминальной хроники. Он собирал газетные вырезки, которые и были главным источником сюжетов его романов. А по части фабулы Чейз не просто талантливый литератор, он – гений.
И всё же есть у романов Чейза одна особенность, определённая и самим жанром, и его стилем. Эти книги невозможно перечитывать, как, скажем, детективы Рекса Стаута (ещё одного классика детективной прозы). Чейз выпускал «одноразовые» романы. Но делал их с безупречным литературным качеством.
3. «Крутой» детектив Джеймса Хедли Чейза
У любого большого писателя, а Чейз, вне сомнений, писатель огромного масштаба, есть свои открытия, которыми он обогатил литературу. Джеймс Хедли Чейз – один из основателей триллера – остросюжетного боевика, насыщенного действием и непредсказуемыми сюжетными поворотами. При этом это не романы ужасов и не фантастика, а вполне реалистическая проза – в этих романах очень убедительны психологические мотивировки.
По сути, Чейзу удалось реализовать одну из главных задач остросюжетной прозы – взять обычных людей, с обычным мышлением, обычным прошлым, обычным поведением, и поместить их в необычные обстоятельства. При этом герои его романов настолько реальны, что у читателя романов Чейза возникает неожиданное ощущение причастности к происходящему.
Только задумайтесь (и вспомните любой из его романов) – совершенно чужая страна (Америка, которая была чужой и для самого писателя), мир больших (или маленьких, в зависимости от сюжета) денег, красивые (и как правило либо коварные, либо… глупые) женщины. Что здесь от нашей реальной жизни? Да вот этот герой, который вынужден справляться со всеми навалившимися на него коллизиями. И несмотря на то, что главные герои Чейза явно не ангелы (а мы разве ангелы?), и что они не всегда находятся в гармонии с моралью (снова оглянемся на собственное отражение), сочувствие вызывают именно они.
Стремительно развивающееся действие и эффект сопричастности – вот два основных ингредиента, из которых складывается проза Чейза.
Легко представить себе писателя, который в молодости работал в полиции (в нашем случае – в милиции), набираясь опыта ведения расследований. Легко представить себе военного, искателя приключений, журналиста, историка, наконец, которые в зрелом возрасте взялись за перо, чтобы воспользоваться своим жизненным опытом и написать книги, которые их прославят и принесут успех.
В прошлом Чейза не было ничего – ни службы в полиции, ни каких-либо приключений. Начинал он как «книжный червь», студент, мечтающий стать учёным (поправимся – не особенно мечтающий, раз не стал). Затем годы работы в книжном бизнесе – в качестве агента по продажам книг, затем продавца и менеджера (совсем невысокого полёта). Весь его опыт, который мог бы пригодиться в детективной литературе, был почерпнут из… детективных романов. И не только детективных – работая в книготорговой фирме, Чейз запоем читал. Много лет, всё подряд. И размышлял о будущем, намереваясь написать такую книгу, которая бы изменила его жизнь.