Асы как люди
Скандинавские боги во многом похожи на людей. Это удивительно живые персонажи, и ни в одной мифологии мира мы не сможем найти столь полные психологические портреты, будто «срисованные» с реальных исторических личностей. Языческие боги северных народов в этом смысле значительно ближе к нам, людям. Конечно, противостояние Сета и Гора в древнеегипетской традиции тоже достаточно «человечно», но, во-первых, там просто «тонны» инцеста (пусть даже символического). А во-вторых, боги Скандинавии все же не переполнены ненавистью, вожделением, похотью, у них много других качеств, порой – откровенно отталкивающих, чаще – выдающихся.
Языческие боги, боги викингов, вопреки расхожему мнению далеко не всегда «ориентированы» на одни лишь воинские дисциплины. Разумеется, Тор, Один, Хеймдаль, Тюр – эти боги скандинавов известны своими подвигами. Они воинственны, храбры, могучи.
Но ведь есть Ньѐрд, Форсети, Браги, в конце концов, ныне весьма популярный Локи! Это тоже скандинавские боги, чьи деяния широко представлены в эддическом эпосе, да только к войне они не имеют практически никакого отношения. Ньѐрд – бог моря, удачи, ветра, Форсети – бог справедливости, а Браги – покровитель поэтов. Локи из языческих богов, пожалуй, самый неоднозначный персонаж, однако трудно не согласиться с тем, что он же и самый «очеловеченный». От мифа к мифу мы все больше понимаем, что, в сущности, он не так уж плох. Просто порой ему скучно, порой он откровенно завистлив, но иногда может быть храбр и даже самоотвержен!
Эпос Севера сквозь тысячелетия
Скандинавские боги не всегда в своих деяниях. Хѐд – слепой бог судьбы, почитался особо, но не стоит забывать, что именно он убил Бальдра, любимого сына Одина. Отец дружин был безутешен, но не наказал Хѐда. Однако тот же Один чуть раньше вместе со своими братьями убил собственного отца, по существу – без всякой причины. Понятно, что здесь первые скандинавские боги совершают «образное» убийство, это всего лишь метафора, рожденная в забродившем мозгу хмельного скальда. Но так ли все просто?..
Скандинавский миф о сотворении мира весьма любопытен, позже многие учения взяли его за основу. Однако германо-скандинавские боги при всех своих «особенностях» никогда не были откровенно жестоки, тираничны, эгоистичны. Ну, разве что Фригг, этой даме эгоизма не занимать, хотя это скорее то самое исключение, которое подтверждает правило. Боги Скандинавов в своих перипетиях «дублируют» нас, жителей Мидгарда, хотя «по идее» они от нас максимально дистанцированы, ведь их мир, Асгард, это другой пласт реальности. Вероятно, так боги викингов воплощают в себе дихотомию добра и зла, извечную борьбу света и мрака, двух взаимодополняющих, но диалектически противостоящих начал.
Отвлекаясь от эзотерики и символизма, можно сказать, что языческие боги просто интересны. Тюр, отдавший правую руку адскому псу Гарму, Один, отдавший правый глаз старику Мимиру, Локи, отдавший… в общем, можно сказать «отдавший свою невинность» ради защиты Мидгарда (да, это тот самый миф о рождении Слейпнира!) … Боги Скандинавов при всей своей мифологичности действительно одни из самых жертвенных и добрых богов. На них хочется быть похожими, они восхищают.
Вероятно, именно поэтому языческие боги не уступили Христу, образно выражаясь. Норвегия, Дания, Швеция и соседние регионы сохранили свою культуру, свой уклад, свой мир, несмотря на тотальную христианизацию. Германоскандинавские боги со временем стали христианскими святыми, проникли в другие «веры». Благодаря этому сегодня мы можем многое рассказать о них, чему и посвящена эта глава.
Содержание главы:
Ангрбода – причиняющая страдания
Балист – таинственный брат Локи
Бальдр Прекрасный – любимец богов
Велунд – бог-кузнец
Вили и Ве – братья Одина
Гулльвейг – неопалимый камень раздора
Имир – скандинавский первочеловек
Исида Суэби – богиня древних германцев
Квасир – отец хмельной мудрости
Локи – бог, который «может»
Мимир – свой среди чужих
Ньѐрд – бог стихий и великий ван
Ньѐрун – сестра-жена Ньѐрда
Од – бог или смертный?
Один – царь богов, владыка Асгарда
Сиф – хранительница Трудхейма
Тор – защитник Мидгарда
Тюр – доблесть веков
Утгарда-Локи – владыка внешнего мира
Фарбаути – бог грома, отец огня
Фрейр – бог солнечного света
Фрейя – богиня с переменчивым нравом
Фригг – супруга Всеотца
Хѐд – бог судьбы
Хеймдалль – светлейший из асов
Хель – богиня мертвых
Хермод – храбрейший из асов
Эгир – владыка морей
Ангрбода – причиняющая страдания
В древнескандинавской мифологии Ангрбода – первая жена бога огня и коварства Локи (его вторая жена – Сигюн). В эддических песнях не рассказывается о том, как Локи встретил Ангрбоду, но есть прямые указания на то, что она происходит из рода великанов (вероятно – ѐтунов). С древнескандинавского слово «Angrboða» дословно переводится как «та, что приносит страдания».
Ангрбода знаменита тем, что родила Локи трех детей, которые впоследствии сыграли ключевые роли в становлении и гибели мира. Первый сын великанши Агрбоды и Локи – Ёрмунганд, великий змей, которого Один забросил в Мировой Океан. Ёрумунганд свернулся в кольцо и таким образом удерживает воды океана, окаймляющего Мидгард.
Ее второй ребенок – Хель, сутулая и злобная повелительница Хеля (или Хельхейма), мира мертвых. Половина тела у Хель – синяя, вторая половина – «цвета мяса». Когда наступит Рагнарек, Хель вместе с великаном Суртом поведет армию мертвых и детей Муспелля на битву с асами.
Еще один сын великанши Ангрбоды и Локи – Фенрир, огромный волк, который жил в Асгарде и дружил с богом победы и доблести Тюром. Впоследствии асы обманули Фенрира, сковали его волшебными цепями и поместили под землю. В час Рагнарек Фенрир порвет свои путы и пожрет солнце и луну.
Также в «Старшей Эдде» упоминается, что Ангрбода произвела на свет Гарма. Не ясно, кто является его отцом, не обязательно Локи. Гарм – адский пес, что стережет мост между Хельхеймом и Нифльхеймом (этот мост зовется Гъялларбру, в переводе с древнескандинавского – «золотой мост»). На данный момент общепризнанной является версия, которая гласит, что в действительности Гарм и Фенрир – один и тот же персонаж (либо Гарм – воплощение Фенрира). Все дети Ангрбоды и Локи (кроме Гарма) до определенного момента жили в Асгарде, пока, по мнению Всеотца, не начали представлять опасность. Однако, они не были убиты (быть может, из уважения к Локи).