О подвиге летчика Николая Гастелло и его экипажа в советское время знал каждый. В народе этот подвиг называли «Огненным тараном». Хотя это был не первый таран с участием советских летчиков, но подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло – нарицательной. «Гастелловцами» стали называть летчиков, совершивших «огненный таран».
Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолетом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими летчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Хотя, перед этими цифрами правильней употребить слово «около». Ведь точных и достоверных цифр мы никогда не узнаем.
Можно не сомневаться, что о Николае Гастелло слышали многие жители нашего района, а вот о подвиге гв. лейтенанта, командире звена 74-го гвардейского штурмового авиаполка Иване Васильевиче БЕРЕЗИНЕ, который совершил огненный таран под Смолевичами, знают немногие. Сегодня его фамилия есть в списке авиаторов, совершивших огненные тараны, который составлен на основе документов, хранящихся в Архиве Министерства обороны СССР и в картотеке Управления кадров ВВС.
Известно, что Иван Васильевич БЕРЕЗИН родился в 1922 году в д. Пологина Самохинского района Ленинградской области. В ряды Красной Армии был призван в 1941 году, на фронтах Отечественной войны находился с 5 августа 1943 года.
За период пребывания в 74-ом Гвардейском Сталинградском штурмовом авиаполку проявил себя дисциплинированным и исполнительным офицером. Как летчик он мастерски летал в сложных метеоусловиях. Самолетом ИЛ-2 владел в совершенстве. Умело сочетал маневренность самолета с его вооружением. За время боевой работы Березин совершил тридцать девять успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбометание вражеских войск. За это время он не потерял ни одного своего самолета.
За мужество и отвагу, проявленные в боях при освобождении Донбасса, за произведенные четырнадцать успешных боевых вылетов он награжден орденом Красного Знамени.
На личном боевому счету Березина имеется пять уничтоженных танков, двадцать автомашин, пять повозок с лошадьми, шесть арторудий, два орудия ЗА, убито сто пять солдат и офицеров противника.
При выполнении боевых заданий в зоне зенитно-артиллерийского огня, при атаках истребителей противника не терялся, всегда принимал правильно решение. Отлично владел техникой пилотирования, благодаря мужественному поведению в бою, всегда выходил победителем и приводил самолет на аэродром. На любое боевое задание шел с большим желанием и выполнял его с честью и достоинством. Неоднократно выполнял боевые задания в качестве охотника-штурмовика в сложных метеоусловиях.
Из наградного листа Березина также известно, что 21 октября 1943 года в составе шести ИЛ-2 уничтожил автомашины и огневые точки в районе Гутерталь. Бомбардировочно-штурмовым ударом, шестью заходами было уничтожено пять автомашин, взорван склад с боеприпасами, подавлен огонь зенитной батареи.
25 октября 1943 года вылетал на выполнение задания по уничтожению танков и автомашин в районе Нейдорф. Группа из шести ИЛ-2 сделала девять заходов. Бомбами, РС и огнем из пушек и пулеметов было уничтожено два танка, три автомашины. В этот же день в этом же составе уничтожил танки и автомашины в районе Ново-Николаевка, шестью заходами было уничтожено два танка, четыре автомашины,…
26 октября 1943 года дважды вылетал в составе шестерок на уничтожение танков и автомашин в районе Федоровка. Вместе с другими летчиками Березин сделал двенадцать заходов на цель, несмотря на сильный зенитно-артиллерийский огонь. Бомбами, РС и пушечно-пулеметным огнем за этот налет было уничтожено три танка, десять автомашин, две бронемашины, автоцистерна.
2 ноября 1943 года в группе шести ИЛ-2 уничтожил технику и живую силу противника в районе Джулга. При сильном сопротивлении противника с земли группа сделала два захода, при этом на поле боя осталось два горящих танка, три автомашины, подавлен огонь батареи ЗА, убито свыше сорока солдат и офицеров противника.
22 ноября 1943 года участвовал в налете двух пар охотников по уничтожению танков и автомашин в районе Стаханово. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, летчики сделали три захода, при этом было уничтожено десять автомашин, убито свыше пятидесяти солдат и офицеров противника.
За мужество и отвагу, проявленные при освобождении города Мелитополь и в боях за Крым, за произведенные двадцать пять успешных боевых вылетов, после первой награды Березин достоин награждения орденом Красного Знамени.
Иван Васильевич БЕРЕЗИН три раза удостаивался ордена Красного Знамени (1 ноября 1943 года, 17 января 1944 года и 2 февраля 1944 года).
За огненный таран под Смолевичами был награжден орденом Отечественной войны 1 ст. (20 августа 1944 года). Это случилось 5 июля 1944 года восточнее Минска. Он направил самолет, подбитый зенитной артиллерией противника, на скопление вражеских войск. В те дни, там как раз проходили ожесточенные бои.
Наградной лист Березина
…Когда 1 июля 1944 года летчики 74—го полка полетели на разведку над лесным районом восточнее Минска, то не поверили своим глазам: под ними словно был растревоженный муравейник из десятков тысяч гитлеровцев. Лесные дороги были полностью забиты автомашинами, артиллерией, танками. И все это непрерывно двигалось в сторону Минска. Как оказалось впоследствии, в Минский «котел» угодило более 100 тысяч гитлеровцев, среди которых были двенадцать матерых немецких генералов. На уничтожение врага, угрожавшего столице Беларуси, были брошены все четыре штурмовых авиаполка 1—й гвардейской авиадивизии. Бои были ожесточенные. В 74—м полку 2 июля погиб экипаж в составе лейтенанта Бориса Краснова и рядового Алексея Петренко, а 5 июля не вернулся на родной аэродром кавалер 3 орденов Красного Знамени лейтенант Иван Березин со своим воздушным стрелком сержантом Василием Кастрицким, который погиб буквально у порога отчего дома. Увы, его так и не дождались в родной деревушке Каменка, что в Узденском районе Минской области.
Иван Васильевич БЕРЕЗИН похоронен в братской могиле в деревне Волма вместе с красноармейцем, стрелком 1091 стр. полка 324 стр. дивизии Павлом Нефедовичем РОМАНЧЕНКО (1908 г.р., уроженец д. Михайловское Орловской области), о котором известно, что он был убит 5 (6) июля 1944 года и похоронен на поле боя западнее 1 км деревни Волма, числится захороненным в д. Калита как Павел Мефодьевич Романченко.