Курс факультетской хирургии для педиатрического факультета является одним из основных в программе обучения. В тоже время, надо понимать, что объем информации, который дается за время обучения в медицинском университет приравнивается к 5–7 иностранным языкам включая самые сложные китайский и венгерский.
С другой стороны, надо понимать состояние хирурга после ночного дежурства вынужденного стоять еще несколько часов днем за операционном столом, в таком состоянии невозможно формулировать сложные диагноза.
Помню, на 3-м курсе, когда я ассистировал полночи на операции, в 6-ть утра, мы в хирургом сидели в ординаторской и он практически в невменяемом состоянии задумчиво спросил меня:
– Как правильно писать «нарсупилизация» или «марсупилизация»?
Третьекурсник не мог знать, как называется операция при остром панкреатите. Но даже главный хирург г. Уфы, долго вспоминал название операции.
Этот пример ярко свидетельствует о том, что упрощение в формулировках патогенеза, диагнозах является важной составляющей хирургии, тем более очень часто в экстренной хирургии в условиях жесточайшего дефицита времени, нужно принимать единственно верное решение для спасения жизни больного.
Заболевания живота со времен Великой Отечественной войны были наиболее опасными и быстро приводящими к гибели человека, поэтому важность изучения этих заболеваний неоспорима.
Entia non sunmultiplicanda sine neccesitatem», Бритва Оккама, гласит, не приумножайте сущностей без необходимости, этот принцип приложим к ургентным (срочным) заболеваниям органов брюшной полости.
Более того в среде врачей известно выражение: «Терапевт ничего не знает – ничего не может, невропатолог – все знает – ничего не может, хирург – ничего не знает – все может», с другой стороны, есть другая поговорка, «хирург – порождение плохих терапевтов».
Если отбросить определенный догматизм поговорок, то становится ясно, что для педиатров в первую очередь важно понять принципы классификации заболеваний, то есть по каким признакам осуществляется ранжирование диагноза.
Чаще всего в первую очередь, большинство заболеваний делятся на «врожденные» и «приобретённые».
Второй наиболее употребляемый признак «локализация».
Третий – размеры процесса.
Четвертый – течение.
Пятый – осложнения основного заболевания.
Если речь идет о паренхиматозном органе, то в диагнозе указывается степень вовлеченности, например при остром панкреатите «Тотальный», то есть, поражена вся поджелудочная железа, «субтотальный» – 2/3, и далее «головчатый», «хвостовой» или «тела».
Разумеется, при подготовке к ответу необходимо зазубрить определение заболевания.
После классификации, при ответе на экзамене, важно вспомнить курс анатомии, и описать кровоснабжение, иннервацию, синтопию (взаимное расположение органа), далее физиологию и патологическую анатомию, и патофизиологию процесса.
И, только потом, клиническую симптоматику. Клиническая симптоматика укладывается в определенный симптомокомплекс позволяющий сформулировать «Синдром», от которого отталкиваемся в формулировании диагноза.
Здесь важным является проведение дифференциальной диагностики, с похожими состояниями, сложность заключается в том, что большинство болезней живота заканчиваются перитонитом, и в тяжелых, запущенных случаях дифференциальная диагностика на основании осмотра затруднена.
Следующий этап, это определение тактики лечения. Которая бывает экстренное хирургическое лечение, не требующая промедления.
Следующая тактика – «отсроченное» хирургическое лечение, после предварительной предоперационной подготовки, это когда операция обязательна, но в силу тяжести болезни больной ее не выдержит без коррекции энергетического обмена, то есть пока больной не наберется сил.
И последняя тактика операция в «холодном периоде», через несколько дней, а иногда через несколько месяцев после приступа.
Многие хирургические заболевания можно вылечить консервативно, то есть медикаментозно, поэтому важной частью обучения является знание основных фармпрепаратов, к счастью их немного.
В тоже время, комплексное лечение включает в себя, лечение в реанимации, которое осуществляется в пределах «синдромальной терапии», то есть терапию основных жизнеопасных состояний, чаще всего это борьба с кислородных голоданием, которая осуществляется респираторной поддержкой, проще говоря больной или находится на аппарате ИВЛ, или дышит кислородом через маску.
В силу энергетических потерь, следующим по важности является восполнение энергетического дефицита, для этого больному капают глюкозу с аскобинкой и инсулином.
В лечении большинства хирургических заболеваний необходима профилактика или лечение гнойных осложнений, поэтому антибиотикотерапия, тоже включается в эти процедуры.
Остальные компоненты послеоперационного лечения будут освящены в главах частной хирургии.
Но необходимо помнить о методах так называемой «гравитационой» хирургии (экстракорпоральные методы дезинтоксикации), к которым относятся гипербарическая оксигенация, ультрафиолетовое облучение крови, гемосорбция, лимфосорбция, плазмоферез, искусственная почка, и др.
Форсированной диурез, то есть дезинтоксикационная терапия, является важнейшим компонентом выздоровления больного. Это вливание жидкости с последующим введением диуретиков, чтобы с мочой выводились токсины.
Одно из грозных послеоперационных осложнений после операций на животе – гипостатическая пневмония, поэтому в реанимации нередко можно увидеть, как оперирующих хирург на обходе переворачивает больного на бок и стучит кулаком по спине, это вибрационный массаж, который обеспечивает отток легочного экссудата, который ухудшается в связи болью при дыхании, разрез на животе не дает больному сделать глубокий вдох и происходит застой в нижних отделах лёгких, которые и так во время операции плохо вентилируются.