Дамаст, например, в книге «О народах» писал (в пятом веке до рождества Христа), что выше скифов живут исседоны, еще выше этих аримаспы, выше аримаспов находятся Рипейские горы, за ними же обитают владыки ледовитого моря гипербореи.
Это же сообщал Геродот: «Над исседонами живут одноглазые люди аримаспы, над аримаспами стерегущие золото грифы, а еще выше гипербореи, властвующие морем».
Интересно, что примерно по этой же схеме изображена Сарматия на карте в «Географии» Птолемея: над Сарматами-Коневодами расположены Сарматы Царские, над Сарматами Царскими – Сарматы-Гипербореи.
Стефан Византийский: «Дамаст в сочинении о народах утверждает, что исседоны живут выше скифов, выше этих последних – аримаспы, выше же последних располагаются Рипейские горы, откуда дует Борей. Эти горы никогда не бывают без снега. За этими же горами живут гипербореи в направлении к другому морю». (12,478)
Геродот: «Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями». (5,194)
* * *
Теперь над «отцом истории» посмеиваются из-за грифов и одноглазых. А ведь одноглаз… лучник в момент прицеливания! Щурит левый глаз, чтобы точней увидеть, куда направить стрелу. Так что это могло быть прозванье стрельцов из лука. Лучшими стрельцами античной эпохи безоговорочно признаны были скифы.
Тем более таковым искусством владели пра-скифы, т. е. население Сибири (сибирские скифы), заполярной и приполярной тайги. Ведь пушного зверя надо бить в глаз, чтобы не попортить «мягкое золото», мех! Да и в усобицах били нередко противнику в глаз охотничьей легкой стрелой, чтобы не убить – проучить. Так что одноглазых аримаспов среди, например, племен вогульских могло быть немало!
Многозначительно, кстати, название племени (группы племен) ОСТЯКОВ. Ость это стрела, ость. (У Птолемея на карте Сарматии около земель Сарматов-Гипербореев обозначены земли Оссиев). Для точного боя стрела должна быть абсолютно прямой. Заготовки для древков стрел помещали в трубчатые кости (ости) животных, добиваясь так их прямизны идеальной.
Гриф за полярным кругом это, конечно, нонсенс. Но не ГРИФОН – известнейший символ скифов! Причем символизирует он – СЕМАРГЛ[3] – скорей всего, рысь. Крылатый лев – это прыгающая по ветвям рысь: она будто с неба сваливается на голову!
Аполлон Гиперборейский на скифском грифоне. 380 г. до Р.Х.
А стерегут эти грифы-грифоны-рыси – да – золото. И, в данном случае, не «мягкое», а самое настоящее. Легендарное Лукоморье и прочие побережья рек Оби, Енисей, Таз – богаты золотоносными пластами. То-то помор Лев Шубин по прозвищу Плехан там именно, у остяков, искал с казаками знаменитую Золотую Бабу! По выражению Михаила Дёмина, писателя, который побывал и старателем, тамошняя земля вся насквозь пропитана золотом. Так что не фантазировал Геродот.
1.2. Три предшественника евангельских волхвов
Но возвратимся к свидетельствам собратьев его по античной эпохе. Пиндар (V в. до Р.Х.) передает о Гиперборее: «Там идут нескончаемые праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона и смеется он, и почитаемы гипербореями его музы. Отовсюду хоры молодых девушек собираются на сладкие звуки флейт и, увенчанные золотым лавром, предаются радости праздников. Это святое племя не знает ни болезней, ни слабости возраста, и умирают лишь когда пожелают сами того, ибо не несут ни тяжких трудов, ни сражений».
У Пиндара же читаем и что Геракл был «в землях, которые за спиной у ледяного Борея». Согласно Русской Северной Традиции, под именем Геракл эллинам был известен пращур Арий Гиперборейский[4], о котором Библия говорит как о Сифе (подробней в книге «Глубины русской истории»[5]).
Пиндар: «Эту маслину [от которой произросла священная олимпийская роща] добыл Геракл, сын Амфитриона, убедивший своей речью народ гипербореев, слуг Аполлона. Дружески настроенный, просил он тенистое растение для гостеприимной рощи Зевса и для венцов доблестных мужей». (12,476)