Через молитвы, Церковные песнопения – тропари, каноны, стихиры – Церковь духовно питает и согревает, утешает, просвещает, воодушевляет, вразумляет и исправляет людей; открывает им тайны домостроительства Божия.
В Православной Церкви множество молитв, домашних и храмовых, составлены по внушению Святого Духа великими отцами Церкви: преподобным Ефремом Сириным (306–373), святителями Василием Великим (330–379), Иоанном Златоустом (344–407), одаренными песнописцами – Романом Сладкопевцем (V–VI вв.), Андреем Критским (660–740), преподобными Иоанном Дамаскиным (675-около 780), Космою Маюмским (? – около 787), Иосифом Песнописцем (?-883) и другими.
Все молитвы следует исполнять беспрекословно как дело Божие, совершаемое ради нашего спасения. Утром, в течение дня и вечером мы должны ежедневно исполнять установленное домашнее молитвенное правило; наш долг – посещать Церковные богослужения в праздничные и иные дни.
У совершающего молитву главная забота должна быть прежде всего не о внешних добрых делах, а о достижении чистоты сердца, которая приходит к нему через воздержание от зла и искоренение его из своей совести. Созиданию чистоты сердца способствует простота речи, взаимная друг ко другу любовь и друг о друге радость, и смирение как непременное основание христианского – доброго и искреннего отношения друг к другу.
Совершитель молитвы должен преодолевать рассеянность внимания, избегать блуждания мысли, посторонних мыслей, сосредотачиваться только на словах молитвы. Все это достигается не своими только силами, но и смиренным упованием на помощь Божию.
Условия правильной молитвы
Не словом только надо молиться, но и умом. И не только умом, но и сердцем. Да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце чувствует, что помышляет при этом ум. Все это в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в твоей молитве чего-либо из этого, то она несовершенна или совсем не молитва…
Как научиться такой молитве? Перед самым началом молитвословия в сердце своем поставь себя в присутствие Божие, осознай и почувствуй Его с благоговейным страхом. Восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы, и окрылись надеждой, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно полезно душе твоей. Настроясь так, произнеси молитвы твои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца как твои собственные.
Не дозволяй вниманию твоему отклоняться и мыслям твоим улетать на сторону. Как только сознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось…
Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.
Епископ Феофан Затворник
(1815–1894)
1. Избери молитвенное правило – утреннее, дневное, вечернее.
2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непривыкшего к этому деланию и труду духа.
3. Совершать его должно всегда со страхом (с благоговением), тщанием (старанием) и вниманием.
4. Здесь требуются стояние, поклоны, коленопреклонения, крестное знамение, чтение, иногда пение.
5. Чем чаще становиться на такую молитву, тем лучше… Немного, но чаще.
6. Какие читать молитвы – это указано в молитвенниках, но хорошо навыкнуть к какой-нибудь одной, чтобы, начав ее, тотчас загорелся дух.
7. Правило молитвословия просто: став на молитву, со страхом и трепетом (с благоговением) говори ее…, сопровождая крестом, поклонами и падением ниц соответственно движению духа.
8. Принятое правило непременно всегда должно исполнять…
9. Чтение и пение вслух, или шепотом, или молча – все одно, ибо Господь близко. Но иногда лучше тем, иногда другим способом совершать все молитвословие.
10. Твердо держать в мысли предел молитвы (ее последнюю цель). Та молитва хороша, которая оканчивается припадением к Богу с чувством: «Тебе известными судьбами спаси меня».
11. Есть степени молитвы. Первая степень – молитва телесная. Ее суть в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет. Тут надобны терпение, труд. Несмотря, однако, на это, положи пределы и делай молитву. Это молитва делательная.
Вторая степень – молитва внимательная. Ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием без расхищения. Внимание срастворяется со словом написанным и говорит как свое.
Третья степень – молитва чувства. От внимания согревается сердце, и что там, в мысли, то здесь становится чувством. Там – слово сокрушительное (приводящее к сокрушению сердечному, к покаянию), а здесь – сокрушение; там – прошение, а здесь – чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слов молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания – став на молитву, переходить от чувства к чувству.
12. Как бы, впрочем, ни полагал себя кто усовершенствовавшимся в молитве, правила молитвенного оставлять никогда не должно, а творить его, как указано, и всегда начинать с молитвы делательной. С нею должна быть умная (молитва), а за ними придет и сердечная.
Без этого растеряются последние, и человек будет думать, что молится, а на деле этого не будет.
13. Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас, – последняя степень молитвы постигаемой. Но есть, говорят, еще и непостигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания (так у преподобного Исаака Сирина).
Епископ Феофан Затворник
(Православный Церковный календарь, 1990 год)