Пётр Африкантов - Глиняный денщик

Глиняный денщик
Название: Глиняный денщик
Автор:
Жанр: Пьесы и драматургия
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Глиняный денщик"

Если вы хотите в обычной школе, силами обычных учеников, самого обычного класса, поставить небольшую пьеску, то эта книга для вас. Из опубликованных в ней драматических произведений только одна комедия «Глиняный Топ» требует профессиональной сцены. Пьесу «Скудя» можно ставить на школьных площадках с привлечением большого количества детей, ведь в детском возрасте всем хочется побыть немного артистами. Другие же три пьески: «Жаворонки», «Сорванцы» и «Глиняный денщик» написаны в память о Великой Отечественной войне. Героями пьес выступают взрослые, дети, животные, а так же, ожившие глиняные игрушки из Саратова. Они придают драматургическим произведениям неповторимый колорит и сказочность. Книга предназначена для школьных учителей, студий и объединений в дополнительном образовании. Профессиональные режиссёры могут найти в книге собственные стимулы к вдохновению.

Бесплатно читать онлайн Глиняный денщик


Скудя

(пьеса для младших школьников)


Действующие лица:


С т а р ы й Р о г о – баран, предводитель стада.

С к у д я – глиняная игрушка, волчонок.

Б а б а Л е н а – игрушечница.

Д а ш а – молодая овечка.

Б я ш к а – овца, тётка Даши.

Э м м а – белоголовая овца.

С к а л о л а з – козёл (с колокольчиком).

С о р о к а – птица.

К о г т и с т а я л а п а – вожак волчьей стаи.

Б е л о е б р ю х о – волк.

П а л ё н а я ш к у р а – молодой волк.

Л а р а – волчица.


Сцена первая


Игрушечница баба Лена лепит из глины игрушки и напевает себе под нос песенку.


Как на Волге, на реке,

Девушки тонули.

Пошли в поле погулять

И в копне уснули.


Б а б а Л е н а. Славные игрушки я сегодня из глины слепила, особенно удался мне волчонок. До того забавны-ы-й. Дай – ка я ему на нос пипку прилеплю (прилепляет пипку), вот так, отлично. (Целует волчонка в нос.) Осталось его принарядить. А принаряжать я его буду штампиками. Сейчас возьму колпачок от авторучки, он служит у меня штампиком, и оттисну у волчонка на спинке звёздочки. (Оттискивает.) Вот т-ак. Затем, другим штампиком, оттисну на лобике снежинку. Хорошая глина, податливая, отлично оттиски получаются. Осталось сделать глазки и ротик. (Чего-то ищет, заглядывает за плошку с водой.) Куда же я подевала старый фломастер? Вот старая – голова дырявая. Им я всегда оттискиваю у зверушек глазки. Так-так-так… Куда же он делся, проказник? (Ищет фломастер и находит.) Оказывается, закатился за ножку стула. (Достаёт фломастер и оттискивает волчонку глаза.) Стал ты у нас зрячим, а теперь прочертим палочкой рот. Вот… так. (Напевает себе под нос).


Рыбы во дворе живут,

На прохожих лают.

Корабли в степи плывут,

Верблюдов считают.


Дальше, как и полагается, делаем заливку – берём коричневого цвета жидкую глину, кисточку и закапываем глину в углубления от штампиков. Отлично. Сейчас игрушечники гуашевыми красками подкрашивают оттиски, а я всё по старинке… глинкой. Так мой дед красил и прадед тоже. Зато настоящая традиционная Саратовская глиняная игрушка получается. (Любуется изделием.) Теперь поставим тебя на просушку. (Ставит игрушку на стол, задумывается.) Как же, тебя назвать? Тимошей?… не подходит… Назову ка я тебя «Скудей». Хорошее имя «Скудя», скудельный значит, раньше «скуделью» глину называли, отсюда и глиняные горшки звали скудельными. Вот и отлично! Будешь у нас «Скудей». А теперь пойду, просею глину для новой игрушки. (Уходит, напевая.)


Как на печке на печи-и,

Да горячи кирпичи-и.

Забралися кошки в печку,

И погрызли калачи.


Сцена вторая


Как только баба Лена ушла, Скудя немного постоял на столе и стал осматриваться.


С к у д я. И долго я буду здесь стоять как огородное пугало? Нет, я не огородное пугало и стоять здесь долго не намерен. Кажется, я уже высох. (Ощупывает себя руками.) Вроде бы высох? только я не знаю, сколько надо глине сохнуть? Пока бабы Лены нет, пойду, посмотрю, что вокруг делается? (Слазит со стола, выбирается через окно на улицу.)

С о р о к а ( Сидит на изгороди и стрекочет ). Трак-ке-ке. Куда направился без спроса? Самовольник… Всё расскажу бабе Лене… всё-о-о…

С к у д я (отмахивается от неё и, напевая песенку, идёт беззаботно по дороге, бегает за бабочками, нюхает цветочки).


Я глиняный волчонок!

Я глиняный волчонок!

Мне всё на свете по плечу.

Мой нюх прекрасно тонок,

Мой глаз прекрасно зорок,

Я делаю, что только захочу!


Я захочу и целый мир открою,

Так пожелайте мне ни пуха – ни пера.

И норы я совсем не рою.

И норы я совсем не рою,

Весь этот мир – моя нора!


(Рассуждает вслух.) «Какой я молодец, что ушёл из дома. Конечно, я нехорошо поступил, что не спросил разрешения бабы Лены. С другой стороны надо же мне познать мир, а он такой красивый и всё это я вижу в первый раз!». (Замечает пасущихся на лугу овечек.) Кто это? Похоже овцы. Баба Лена таких же лепила, только они не глиняные, а пушистые. Надо подойти незаметно и посмотреть, что они делают?

Подкрадывается, овечки его замечают и с криком «Волк»!… «Волк»! бросаются в разные стороны, а одна молодая овечка падает в обморок. Волчонок подходит к ней и со словами «Куда же они все разбежались?» щупает у овечки лоб и проверяет пульс.

Лоб тёплый, сердце стучит, значит живая, только совсем, совсем не двигается, значит чуточку мёртвая. Верно, она меня испугалась и упала в обморок. Что же мне с ней делать? (Думает.) Я вспомнил!– когда баба Лена собирается чего-то лепить, а глина подсохла, то она всегда говорит, что глину надо оживить и брызгает на неё водой. Обрызгаю водой овечку и я, как раз рядом есть ручей.


Приносит воды и брызгает на овечку. Овечка приходит в себя, смотрит на волчонка и дрожит от страха.

С к у д я (в зал). Действует. (Обращаясь к овечке.) Кто ты такая и как тебя зовут?

Д а ш а (испуганно). Мы-мы-мы …овечки… Ты меня не съешь?

С к у д я. А почему я тебя должен съесть?

Д а ш а. Волки всегда охотятся за овцами.

С к у д я. Нет, не съем, не бойся. Я ещё не умею никого есть.

Д а ш а (обрадованно). Правда! И ты совсем, совсем не кусаешься?

С к у д я. Совсем, совсем. Я же ведь не настоящий волчонок, а игрушечный. То есть, настоящий, но не совсем. Меня сделала баба Лена из глины.

Д а ш а. Такого не бывает. Мне моя мама говорила, что волки – наши главные враги. Она ничего не говорила, что они бывают не настоящие. А моя мама была умная и очень серьёзная овца. Её в стаде все уважали. И она всегда говорила «Милая Долли, берегись волков, потому, что от них исходят все напасти» – Вот! И потому я тебе не верю. Ты самый настоящий волк, только перекрасил свою шкуру, а может быть даже сделал пластическую операцию, то есть шкурную операцию, чтобы в тебе было трудно узнать настоящего волка. Убирайся прочь.

С к у д я. Зря, ты так.

Д а ш а. Осторожность не помешает. (Отодвигается.)

С к у д я. Я, правда, не кусаюсь. Я этого и делать не умею. У меня даже настоящих клыков нет, а так совсем маленькие. (Показывает.)

Д а ш а. У меня тоже есть рожки, только, тоже очень маленькие их даже не видно, вот потрогай. (Наклоняет голову.)

С к у д я (трогает голову). Точно, два маленьких бугорочка, их из-за шерсти не видно.

Д а ш а. Вот видишь… рожки есть, а бодаться, как и ты кусаться, я не умею.

С к у д я (смущённо.) Знаешь, а ты очень симпатичная Я как тебя увидел, так ты мне сразу понравилась…

Д а ш а. Не прилизывайся. Всё равно не поверю. (Поправляет причёску, прихорашивается.)

С к у д я. Я что, не красив?

Д а ш а (опустив взгляд). И ты мне сразу очень понравился.

С к у д я. Какое у тебя красивое имя «Даша».

Д а ш а. Откуда ты узнал моё имя, тебе, что сорока сказала, как меня зовут? Вот болтушка…

С к у д я. Сама же сказала, что твоя мама говорила…

Д а ш а. А ты наблюдательный. Мне это нравится. Ты не только умеешь хорошие слова говорить…


С этой книгой читают
Первый год специальной военной операции на Украине. Двенадцатилетний мальчик спасает разведгруппу от уничтожения и помогает ей найти замаскированную вражескую гаубицу.
О саратовских символах существует много сказок, только рассчитаны они на детей школьного возраста. Эти же сказки, написаны для детей дошкольного возраста. Прослушав их, ребёнок познакомится с такими понятиями как: Саратовская гармошка с колокольчиками, Саратовская глиняная игрушка и Саратовский калач.
Герой повести в 1941 году служил на советско-германской границе. В момент нападения немецких орд он стоял на посту, а через два часа был тяжело ранен. Пётр Андриянович чудом выжил, героически сражался с фашистами и был участником Парада Победы. Предназначена для широкого круга читателей.
Этот сказ об одном из символов города Саратова и Саратовской губернии – саратовской глиняной игрушке. Саратовская игрушка имеет уникальный ямчатый наряд, им она и отличается от других глиняных собратьев. А вот как этот наряд появился на изделии, и кто его создал, говорится в этом сказе.
Дон Нигро «Наш дом и сад в начале века… (Русская пьеса)/Russian play/2004». Семь актеров (4 женские и 3 мужские роли). Комедия, как «Чайка» и «Вишневый сад». 1900 г., российская глубинка, беседка в запущенном саду. Вдова, три дочери, писатель, врач, неудачник. Пронзительная чеховская пьеса. Американский драматург мог написать такую, лишь благодаря системе Станиславского, вжившись в роль. Шедевр.
Дон Нигро «Большое невольничье озеро/Great Slave Lake». Входит в сагу «Пендрагон-Армитейдж». Пять актеров (3 женские и 2 мужские роли). Гретхен и Маргарет, персонажи пьесы «Барбари Фокс». Им за сорок и у них пропадают мужья: отправились в Канаду на рыбалку, и с ни слуха ни духа. И вдруг появляется девушка, Бетти (возможно, именно она мелькнет в пьесе «В последний путь», которую вроде бы эти самые мужья, может, и один, обрюхатели.
Дон Нигро «Вдовствующая императрица в ночлежке». Диалог Анаис Нин и Генри Миллера, произведения которых отличались особой эротичностью. В основу пьесы положен реальный эпизод. Целесообразно читать после коротких пьес «Анаис Нин: В зеркальном лабиринте» и «Генри Миллер: О женщинах».
Дон Нигро «Европа после дождя/Europe After the Rain». Четыре актера (1 женская и три мужские роли). Наверное, черная комедия. Эпизод из жизни немецкого художника Макса Эрнста (1891-1976, дадаист, сюрреалист, первопроходец в техниках фроттажа и коллажа, автор романов-коллажей и Главный-среди-птиц, короче, одного из великих 20 века). И если творческая судьба Эрнста с самого начала складывалась неплохо, то в жизни он не раз и не два находился на гра
Читатель, перед тобой – история человека, получившего способность перекраивать чужие судьбы, но так и не сумевшего как следует распорядится своей. Вместе с героем тебе предстоит пройти нелегкий путь побед и разочарований, ответить на вопросы, волнующие человечество с незапамятных времен. Что такое любовь, дружба, справедливость? Что делает нас счастливыми? Что же такое, в конце концов, наша жизнь?
Действие романа охватывает конкретный временной период прошлого века: с 1924 по 1995 год, с момента зарождения советского государства до полного распада системы. Становление власти Советов, пожалуй, одна из самых драматичных страниц в истории Северного Кавказа, где «приватизация» проходила наиболее жестоко. А далее – легендарная Колыма, две войны, изгнание родного народа и вновь голод, нищета, человеческие потери и… надежда. Роман впервые опублик
Незабвенная любовь автора к России ощущается в каждой ее строчке. Где бы Любовь Фёдоровна ни жила и ни находилась, всюду ее мысли и чаяния – о любимой Родине: «Душой я там, в родном краю, Где так спокойно и надёжно. Сквозь годы я любовь несу, Но на сердце моём тревожно. Кто там остался с детских лет, Ковыльные мороча степи? Издалека всем шлю привет, Желая счастья, долголетья…» Параллельно Любовь Федоровна не расстается с другой ее излюбленной тем
Вниманию читателя предложен материал Фонда оценочных средств учебной дисциплины «Финансовый менеджмент на предприятии». Уровень высшего образования «БАКАЛАВРИАТ», направление 38.03.01. «ЭКОНОМИКА». Присваиваемая квалификация (степень) – «БАКАЛАВР». Форма обучения: очная, заочная. Работа будет интересна профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений, студентам, специалистам.