Жили-были двое замечательных детей – Маргаритка и Павлик. Ох, как им нравилось слушать разные истории! Когда они были совсем маленькими, эти истории читала им мама. Да она и сама обожала сказки, и всегда с нетерпением ждала, когда же дети попросят почитать им книгу.
Однажды с Маргариткой и Павликом произошла удивительная история, которая может произойти только в детстве и только с тем, кто очень любит сказки, то есть только с маленькими фантазёрами.
В одно летнее субботнее утро мама сказала:
– Сегодня мы идём в библиотеку.
– Нуууу, – протянула Маргаритка, – неохота. Давайте лучше в парк.
– В парк мы и так почти каждый вечер ходим, – решительно ответила мама, – нет, сегодня – в библиотеку.
– Да что там делать? – удивился Павлик.
– Ну пойдём, – согласилась Маргаритка, – быстренько возьмём какую-нибуть книгу и домой.
– Быстренько не получится, – ответила мама, – сегодня в библиотеке открытие недели детской книги. В программе весёлые квесты, соревнования, розыгрыши… И всё это начнётся через час. Так что давайте перекусим на дорожку и отправимся.
Дети обречённо поплелись собираться, считая, что день безнадёжно испорчен.
Всю дорогу мама старалась заинтересовать детей предстоящим приключением, что-то рассказывала, что-то обещала, но старания её были тщетны. Дети шагали молча и вели себя так, будто их незаслуженно наказали.
Здание библиотеки было высокое, светлое. У входа всех встречали ростовые куклы – герои различных сказок – и предлагали программку ожидаемого мероприятия. Мама взяла глянцевый листок из рук Белоснежки и начала изучать.
– Ну вот, сейчас нам нужно пройти в концертный зал, прослушать вступительное слово и посмотреть небольшой концерт.
Маргарита и Павлик переглянулись и поплелись за мамой.
Как ни странно, но почти все места были заняты, и, и словно по заказу, три свободных места оказалось в начале десятого ряда.
– Чур я с краю, – и Маргаритка уселась на самое крайнее место.
– А я с другого края, – улыбнулась мама и прошла вперёд.
– Я тоже хочу с края, – закапризничал Павлик.
– Давай на этом месте немного Маргаритка посидит, а потом ты. Ладно? – шепнула мама на ушко сыну.
– Ну ладно, – согласился Павлик.
Все уселись как раз вовремя. На сцену вышла девушка и стала рассказывать о предстоящем празднике. Маргаритке и Павлику сразу стало скучно. Павлик начал зевать, а Маргарита смотреть по сторонам и разглядывать стены, люстры, сидящих рядом людей. Вдруг откуда-то снизу она услышала, как будто кто-то ругается. Но кто может ругаться у самых ног, на полу? Девочка начала вглядываться в темноту и вдруг увидела удивительную картину: у самого входа, на полу кто-то копошился.
В зале было темно. Чтобы разглядеть, Маргаритка тихонько встала со своего места и подкралась поближе. На полу она увидела настоящее чудо – два крошечных человечка, вцепившись в конфетку, тянули её каждый в свою сторону и отчаянно ругались.
Один человечек был совсем мальчик, а второй – бородатый и седой старичок.
Девочка оглянулась по сторонам, надеясь привлечь кого-нибудь в свидетели, но все тихо сидели и смотрели на сцену. «Как обидно, – подумала Маргаритка, – ведь никто ж мне потом не поверит». И вдруг услышала у себя над ухом голос Павлика:
– Кто это? Тараканы что ли поссорились?
Видно, Павлик сказал это достаточно громко. Человечки вдруг замерли на месте, бросили конфету и пустились наутёк.
– Что ты наделал? Спугнул их, – обиделась Рита.
– Да они же маленькие, мы их быстро догоним.
Дети потихоньку выбрались из зала и стали всматриваться, не мелькнёт ли что-нибудь на полу. Наконец увидели две маленькие точки, приближающиеся к неприметной лестнице, ведущей куда-то вниз. Маргаритка и Павлик бросились туда. Тихонько спустились на несколько ступеней и увидели слегка приоткрытую дверь.
– Куда они подевались? – задумалась Маргаритка.
– В эту щёлку, наверное, проскочили, – предположил Павлик, – больше некуда.
– Заглянем? – спросила Маргаритка и, не дождавшись ответа, отворила дверь пошире.
Перед глазами детей предстала странная комната. Она была вся заставлена стеллажами с книгами. Корешки книг были такими потрёпанными, будто им сто лет. Окон в комнате не было, поэтому кругом царил полумрак. Откуда-то из глубины комнаты струился приглушённый свет. Тихо ступая, дети пошли на это зеленоватое мерцание. У самой стены стоял старинный письменный стол с такой же старинной настольной лампой зелёного цвета. За столом сидела очень красивая пожилая женщина. Её седые волосы были собраны в замысловатый пучок, который придерживала витая серебряная шпилька, плечи были накрыты ажурной шалью с кистями. Она держала в руках очки, сквозь них разглядывала огромную книгу, лежащую на столе, и трепетно поглаживала её рукой. Потом, словно на что-то решившись, отхлебнула глоток чая из фарфоровой чашки, надела очки и раскрыла книгу.
И тут, как по волшебству, над страницами вдруг появилось маленькое облачко, на котором кто-то сидел, чуть ниже, под облачком, туда-сюда засновала стайка крылатых фей, из чашки вынырнула девочка-русалочка, а по страницам забегали маленькие человечки и всё осветилось каким-то чудным светом.
– Ух ты! – не удержался Павлик.
Женщина резко закрыла книгу и всё в тот же миг исчезло.
– Кто здесь, – спросила она, вглядываясь в темноту, – а ну, выходите.
Маргаритка и Павлик вышли из-за стеллажа, виновато опустив головы.
– Откуда вы здесь взялись, – спросила женщина, вставая из-за стола.
Она подошла к детям вплотную и строго сказала:
– Рассказывайте.
– Мы случайно, – начал оправдываться Павлик.
– Как вы вообще нашли мою каморку? – опять спросила женщина.
– Мы бежали за маленькими человечками.
– За человечками? – удивилась хозяйка странной комнаты.
И тут Маргаритке на глаза попались те самые крошечные человечки. Они прятались за ножкой стола и знаками просили её молчать. Девочка кивнула им в ответ и промолчала.
– Вы на нас сердитесь? – спросил Павлик.
– Да нет, напротив, я очень рада, что вы меня навестили, – вдруг улыбнулась женщина, – иногда хочется поделиться с кем-нибудь своими знаниями. Давайте знакомиться. Меня зовут Зинаида Зиновьевна, но многие обращаются ко мне просто – тётушка Зи.
– А что это за комната?
– Это библиотечный архив, а я, можно сказать, хранительница старинных, мудрых книг. Моя профессия называется архивариус.
– Нееет, – протянул Павлик, – вы не архивариус, вы – волшебница.
Тут тётушка Зи запрокинула голову и от души рассмеялась.
– Ну что ж, волшебница, так волшебница, – согласилась она, – а вот вам пора возвращаться на свои места. Скоро концерт закончится, мама заметит ваше отсутствие и поднимет панику.
– Но у вас здесь так интересно, волшебно, – отозвались дети, – можно остаться ещё хоть на минуточку.