Василий Стоякин - Гражданская война Михаила Булгакова

Гражданская война Михаила Булгакова
Название: Гражданская война Михаила Булгакова
Автор:
Жанры: История России | Литературоведение | Литература 20 века
Серия: «Библиотека Украина.ру»
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Гражданская война Михаила Булгакова"

Книга посвящена отражению в произведениях Михаила Булгакова – романе «Белая гвардия», пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», рассказах, – реалий гражданской войны на Украине в 1918–1920 годах. Появление этой книги именно сейчас не случайно: её автор пережил два Майдана и начало нынешней Гражданской войны в Киеве и имел возможность убедиться в актуальности поднятых писателем проблем.

Книга предназначена для читателей, любящих родную историю и классическую русскую советскую литературу.

Бесплатно читать онлайн Гражданская война Михаила Булгакова


© Стоякин В.А., 2022

© Книжный мир, 2022

© ИП Лобанова О.В., 2022

От автора

«Мы бродили с моим другом по внезапно “заоранжевевшему” Киеву и размышляли, на что это похоже. Нас нельзя было назвать “оранжевыми”. Но и на классических “бело-синих” мы не тянули[1]. Скорее, два последних белогвардейца – оба коренные киевляне и оба любящие толпу, только когда она приобретает вид четко организованного армейского строя», – так писал Олесь Бузина.

И в 2004-м, и, тем более, в 2014 году для многих киевлян, да и не только киевлян, булгаковская «Белая гвардия» стала настольной книгой, а «Дни Турбиных» Владимира Басова – обязательной для просмотра лентой. Для многих актуальным стал и «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова. Уж слишком яркими были аналогии между событиями, происходящими на наших глазах, и описанными Михаилом Булгаковым…

Казалось бы, как можно сравнивать смелого и хитрого гвардейского генерала Скоропадского с полуграмотным украинским чиновником Януковичем? Так их никто и не сравнивает. Просто, независимо от эпохи, верность остаётся верностью, а предательство – предательством.

Именно поэтому «Белая гвардия» – вне времени. А благодаря неповторимому киевскому ландшафту булгаковского Города, «Белая гвардия» остаётся особенно близкой киевлянам – как коренным, так и, надеюсь, понаехавшим (сам такой). А уж откровения очерка (фельетона) «Киев-город» вряд ли кого оставят равнодушными.

* * *

История же этой книжки началась намного раньше и без всякого осознания аналогий.

Скажу честно, Булгаков мне сначала не зашёл. Я садился за чтение «Мастера и Маргариты» несколько раз и не доходил даже до середины первой главы. И не потому, что тема не интересна или написано плохо. Нет. Меня просто раздражала мода на всё запрещённое, стремительно распространившаяся в 1980-е годы. Я, так же как Бузина, не люблю находиться в толпе. А в то время люди, вдруг открывшие для себя Солженицына, Ахматову, Цветаеву и вот, например, Булгакова, представляли собой именно толпу. Я, кстати, и сейчас уверен, что большая часть «открытий» того времени представляет интерес чисто статистический.

К счастью, среди моих тогдашних многочисленных знакомых нашёлся Вячеслав Фомушкин, ныне – кандидат экономических наук, доцент факультета госуправления МГУ, который не только с выражением прочитал мне первую главу, но провёл по Патриаршим прудам. Безотказный приём кстати – действительно цепляет.

В общем, ему удалось сломать моё недоверие. Я начал читать «Мастера и Маргариту». Прочитал раз, другой, третий… Потом, раз уж два романа были под одной обложкой (это было киевское издание «Белой гвардии» и «Мастера и Маргариты»), прочитал и первое произведение. Хотя тут тоже было сопротивление – слишком много было в детстве литературы о Гражданской войне со стороны красных, чтобы читать её ещё и со стороны белых. Однако очарование этой книги коснулось и меня.

Чтение «Мастера и Маргариты» – штука опасная. Рано или поздно начинаешь интересоваться – а что это за литераторы идут за гробом Берлиоза? В смысле понятно ведь, что Булгаков имел в виду кого-то из коллег по цеху, и наверняка читанных… Но вот кого?

Интерес этот до поры до времени был пассивным, пока не вмешался случай – друг нашей семьи Светлана Шматок сначала дала почитать, а потом и подарила «Жизнеописание Михаила Булгакова» Мариэтты Чудаковой. Книга была немедленно прочитана и вызвала больше вопросов, чем дала ответов. Потом пошла другая литература, новые, интересные факты…

Ещё с одним замечательным человеком я познакомился вне связи с Булгаковым, хотя в киевском музее писателя журналист и политтехнолог Евгения Стулова считалась (а может и сейчас считается) самой юной читательницей «Мастера и Маргариты». Мы узнали о наличии общего интереса, и я начал делиться с Женей своими открытиями. На каком-то этапе она меня спросила: «Вася, если ты так много знаешь, почему бы тебе не написать книжку?» Почему? Ну потому, что знаю я не так уж много и, главное, я не серьёзный исследователь, сидящий в архивах, а скорее публицист и популяризатор, опирающийся на уже имеющуюся литературу.

Последний бастион сломал шеф-редактор издания «Украина. ру» Захар Виноградов. Он, зная о моём хобби и исходя из очевидной аналогии киевских событий 1918 и 2014 годов, предложил мне вести еженедельную рубрику «Вокруг Булгакова». Старт проекту дал, правда, не я, а моя коллега Ольга Андреева, опубликовавшая 26 января 2020 года первую статью в серии. Увы, вскоре она покинула редакцию.

Статьи множились и множились, и за два с лишком года накопилась критическая масса, которую не стыдно было бы объединить в книгу. Благо, по инициативе нашего главного редактора Искандера Хисамова, начался выпуск серии книг «Библиотека Украины. ру».

Тут, конечно, пришлось пойти на жертвы – нельзя объять необъятное, а рассуждать о Мольере или МХАТе, что в привязке к творчеству Булгакова, что без, я не готов. При том, что считаю лучшей пьесой Булгакова «Кабалу святош», а лучшим большим произведением – «Театральный роман».

Остановиться же только на «Белой гвардии» и «Днях Турбиных», не затрагивая всех остальных произведений Булгакова, посвящённых Гражданской войне на Украине, оказалось невозможно. Невозможно оказалось и отказаться от описания биографии писателя и его окружения, которые сыграли роль в появлении его литературного наследия. Отдельного рассмотрения потребовала пьеса «Бег» и уже в процессе формирования книги проявилось понимание необходимости отдельной главы, освещающей неочевидный мистицизм са́мого реалистического произведения писателя.

Булгаков, Булгаковы и иные заинтересованные лица

От Подола до Девичьего Поля

15 мая 1891 года, в семье преподавателя Киевской Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, родился первый сын, названный Михаилом. Именно он всемирно прославил фамилию, которую носили многие известные и популярные люди, как, например, философ о. Сергей Булгаков.

Биографии людей искусства – всегда трудный жанр. Как установить, какие именно жизненные обстоятельства подвигли автора на написание той или иной картины, особенно если между обстоятельствами и реализацией идеи прошло несколько лет, а то и десятилетий?

У Михаила Булгакова всё просто – почти каждое его произведение, включая фельетоны, автобиографично. Потому человек, прочитавший основные произведения этого писателя, может подумать, что довольно хорошо представляет себе его жизненный путь…

Киев

Семья Афанасия Ивановича была большой – в след за первенцем последовали ещё шесть детей. Жильё они меняли часто – родился Михаил на Подоле, затем семья сменила несколько квартир в Верхнем городе (на Кудрявской, в Бехтеревском переулке), опять на Подоле и только в 1906 году осели в доме № 13 по Андреевскому спуску – знаменитом «доме Турбиных».


С этой книгой читают
Мы с детства знаем историю о том, как князь Дмитрий Донской победил хана Мамая на Куликовом поле. Однако мало кто обращал внимание на то, что описание этой битвы в летописях и в древнерусской поэме «Задонщина» вызывает много вопросов, на которые у официальных историков нет ответов. Или ответы есть, но их скрывают?Автор этой книги, изучив множество исторических версий и документальных свидетельств, дает ответы на эти вопросы и приходит к сенсацион
«Памятники исторической литературы» – новая серия электронных книг Мультимедийного Издательства Стрельбицкого. В эту серию вошли произведения самых различных жанров: исторические романы и повести, научные труды по истории, научно-популярные очерки и эссе, летописи, биографии, мемуары, и даже сочинения русских царей. Объединяет их то, что практически каждая книга стала вехой, событием или неотъемлемой частью самой истории. Это серия для тех, кто с
Название «Новый Рим и Третий Рим» отражает тему становления России, как великой Евразийской державы – империи, соединившей в себе большую половину географической Европы и добрую часть Азии. Трагическая гибель Византийской (Ромейской) империи, взятие Константинополя турками-османами в 1453 году и тем самым утрата православной столицы мира, породили проблему преемственности православного и культурно-исторического наследия у всех народов и стран виз
Если обратить пристальный взгляд на историю Древней Руси, без труда можно заметить, что и в те времена существовали политические силы, заинтересованные в раздробленности и вечной вражде славянских племен и в слабости русской государственности. Встречались также деятели, которые ради собственной корысти предавали интересы родной земли, сплетая хитроумные заговоры и идя на любые преступления. Стоит вспомнить хотя бы Святополка Окаянного и убийц Анд
Юмористические, иронические и сатирические произведения автора – это живой отклик на современную многоликую действительность.
В этой публикации и в предыдущих книгах речь идёт о причинах болезней и методах избавления от них. Символы имеют свойство нейтрализовать энергетическую основу болезней и проблем.
Нэйт Нунан продолжает совмещать школьную жизнь со своей тайной жизнью ниндзя, но вскоре понимает, что это не так просто, как ему казалось изначально. На юного героя обрушиваются одновременно несколько важных дел! Тайный орден ниндзя Края поручил ему новую миссию – выяснить, что же задумал доктор Хиробрин. Вместе с этим Нэйт обеспокоен предстоящим осенним балом, ведь он еще никого не пригласил…Удастся ли ему раскрыть коварные планы врага и собрать
Скорость, страсть, преодоление смерти – история легендарного Ники Лауды из мира автоспорта.Даже те, кто ничего не знает о Формуле-1, слышали об аварии на Нюрбургринге в 1976 году, когда Лауду вытащили из огня с тяжелыми травмами.Всего через 42 дня он вернулся в кокпит машины «Ferrari» на Гран-при Италии в Монце, а через год он забрал свой титул чемпиона мира обратно.Автобиография смелого пилота, который неустанно преодолевал все трудности и верил