1. Глава 1
Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми,
свободными, воздержанными, великодушными,
то неизбежно приходят к желанию перебить их всех.
Анатоль Франс
Глава первая
Монотонный шум дождя, не прекращающегося четвертые сутки подряд, похоже поставил жирную и окончательную точку на всей осенней кампании. Такую же жирную, как грязь под ногами, в которой, как в смоле одинаково вязнут и сапоги латников, и копыта рыцарских коней. Предпринимать в таких условиях что-либо серьезнее небольшой вылазки — полное безумие. А с учетом того, что на дворе конец сентября — нелетная погода только началась. Дальше, по крайней мере, пока раскисшую грязь не скуют морозы, будет только хуже. Но и морозы не панацея. У зимней кампании, хоть и попроще с дорогами, зато своих минусов хватает… Достаточно представить, как чувствует себя рыцарь или латник в полном доспехе, когда на улице что-то около двадцати ниже нуля. А если добавить снег в забрало и ветер?
Увы, как бы не свербела вожжа под мантией, с масштабными баталиями придется повременить ближайшие полгода. Расслабляться врагам, я конечно же не позволю, но для того чтоб супостату жизнь медам не казалась, а заодно — испортить все грядущие празднества, достаточно и москитных укусов. Составлю план-график, озадачу командиров своих отрядов, пусть шуршат понемногу, беспокоят набегами, ну а самому, самое время заняться решением вопросов глобальных. Откладывать которые чревато. Да и девушку заставлять так долго ждать спасения, как-то не по-рыцарски. А я, хоть и не опоясан официально, но будучи его королевским величеством, являюсь потенциальным магистром рыцарского ордена имени себя самого. И какой же пример подам своим будущим воинам без страха и упрека? Так что, хочется или нет, а пора отправляться вслед за чернокнижником в его мир, чтобы объяснить раз и навсегда, что не стоит дразнить гусей и дергать тигра за усы.
Растекаясь мыслью по дереву, я смотрел из окна башни на буйство стихии и понимал, что шутки шутками, а других вариантов действительно нет. Реально пришло время. Ну а если решение принято и конструктивных возражений нет, то чего тянуть вола за хвост? Раньше сядешь — раньше выйдешь.
Я оторвался от созерцания непогоды и решительно придвинул к себе чистый лист бумаги с королевскими вензелями в правом углу, обмакнул перо в чернильницу и, высунув язык, словно школьник, старательно вывел:
«Королевский указ»
1. Всем ярлам отправиться со своими хирдами по замкам, отведенным им для поселения. Где и находиться аж до получения предписания, отменяющего этот приказ.
2. Всем командирам возвратиться со своими отрядами домой. В том числе и «Черным щитам».
Да… Это противоречит моим мыслям о создании беспокойной жизни соседям. Но не совсем. Людям нужно дать отдохнуть. В конце концов, они воюют в том числе и за вознаграждение (а наемники исключительно ради нее). Поэтому нужно дать им время его потратить. Или, хотя бы, отвезти домой.
3. Разрешить всем сестрам-амазонкам, желающим навестить родню, сделать это. При условии, что они вернутся не позже начала весны.
4. Давиду Наумовичу организовать охрану обозов. Для чего из всех рудиариев и бывших гладиаторов, кроме собственно охраны обозов, сформировать четыре отряда, которые должны патрулировать дороги королевства.
Оно не слишком нужно, но надо чем-то занять в мирное время эту группу бойцов, ничего кроме как воевать не умеющих. Потому что распустить не проблема, но где их потом искать и снова собирать. А дополнительные расходы не страшно — казна не обеднеет.
5. Мэтру Игнациусу приложить максимум усилий для того, чтобы заключить соглашение с выпускниками Академии Чародеев, с тем, чтобы обеспечить все наши замки необходимым числом магов. В первую очередь обращать внимание на адептов естественных наук.
Почему именно естественных? Ибо для военных действий мне метра Игнациуса и Клеопетруса достаточно. Да и метреса Корнелия нас без своей заботы не оставляет. Прудик, опять же, постоянно рядом. А вот на остальные запросы — от своевременного дождя над полями до удачного окота овец — Архимагов как-то даже отвлекать неудобно.
6. Главнокомандующему войсками королевства Солнечный Пик, организовать максимальную вербовку новобранцев. Для чего принимать в обучение даже подростков.
Тут я отложил перо и задумался. С одной стороны, конечно, военная подготовка не пионерский лагерь. Но с другой — нужно мыслить стратегически. Чем быстрее новобранцы начнут изучать ратное дело, тем более искусных воинов мы получим через несколько лет. Да, их не пошлешь в бой уже завтра, зато какой резерв вырастет со временем.
7. Казначея королевства…
Подумал и зачеркнул. Нет… Такие приказы отдаются персонально с глазу на глаз. Тем более что этого самого казначея у меня еще даже нет. Кстати… А почему его у меня до сих пор нет? Это не дело.
— Давид Наумович! — крикнул, даже не оглядываясь, уверенный, что тот обязательно где-то рядом и отлично меня слышит. — Загляните на минутку, если не затруднит. Надо один вопрос обсудить. Финансовый.
Теперь точно появится. Слово финансы на него как запах меда на пчел действует. Примчит впереди собственного писка.
И точно… Меньше нескольких минут прошло, как за плечами послышалось вежливое покашливание.
— Вы меня звали, милорд?
— Да. Входите…
Заведующий факторией, изображая всем видом большое уважение, подошел ближе.
— Давид Наумович, скажите… как по вашему мнению: это нормально, когда в королевстве нет казначея?
— Гм… — коснулся тот задумчиво крючковатого носа. — Скажу откровенно, милорд, значительно хуже, если в королевстве нет казны.
— Мудрое замечание, — усмехнулся я. — Но, хвала Творцу, с сокровищницей у нас все хорошо. А вот человека, который навел бы в ней порядок — нет. И что вы на это?
— Вам решать… — осторожно ответил тот. Все еще не понимая, с какой стороны здесь он и какой каверзы от меня ожидать. — На то вы, ваше величество, и король.
— Не поспоришь… – согласился я. — Вот и спрашиваю: вы бы не взяли на себя эту тяжелую, но почетную обязанность.
— Я?! — Давид Наумович покраснел от удовольствия. Однако уже в следующее мгновение опустил голову. — Спасибо, монсеньор. Приятно… Польщен… Однако, должен заметить, что вы совсем забыли об одном маленьком нюансе. Я привязан к Фактории, крепче, чем раб к веслу на галере. И никоим образом не могу покинуть ее территорию.
Черт подери! Я действительно забыл об этой особенности касты дворецких и хранителей замков. Которые выглядели как живые люди, на самом деле были духами здания. Вроде домовых.
— Я, конечно, мог бы посоветовать перенести казну сюда… — продолжал трепать ни в чем не повинный кончик носа Давид Наумович. — Но это будет плохой совет. Потому что королевская казна не баня, которую можно поставить где угодно. И ее место в самом сердце государства — в стенах дворца.