Мысль – только вспышка света посреди долгой ночи.
Но эта вспышка – всё.
А. Пуанкаре
Все, что внове возникает, возникает только потому, что оно для чего-нибудь да предназначено. Но само предназначение заранее никому не может быть известно. Известна лишь неизбежность и стихийность его наступления.
Часть 1
1. Что такое идея и методология ее возникновения
Если задаться вопросом, что такое идея и как она возникает, то нам, прежде всего, придется узнать:
– из чего она состоит;
– каким образом между собой связаны элементы, ее составляющие;
– что такое смысл идеи: как он образуется и для чего предназначен;
– и что является результатом раскрытия смысла идеи?
Вот этими вопросами мы и займемся в данном разделе.
1.1. Структура идеи и порядок возникновения ее элементов
Каждому из нас известно – и это достаточно подробно описано в литературе>1>, 2, – что возникновению совершенно новой идеи в уме человека предшествуют два этапа. Первый из них – это многочисленные попытки разрешить интересующую нас проблему посредством как оперирования в нашем уме некоторым набором объектов (сущих), так и построения на основе этого разного рода гипотез, которые могли бы подвести нас к разрешению задачи. И этот этап мы назовем рефлексией-1.
(Сразу же заметим, что в Приложении к данной Статье для наглядности нами приведены Рис. 1, на котором изображена поэтапная схема продуктивного мышления человека, и Рис. 2, на котором представлен Онтологический круг совместного Бытия и существования человека и того социума, в котором он живет. Все пояснения как используемых на этих рисунках терминов, так и этапов возникновения новизны того или иного вида, приведены нами в ходе изложения данного текста. Более того заметим, что, в основном, как наименования процессов в ходе создания новизны (например, инкубационная фаза, рефлексия-11), так и наименования того, что является результатом того или иного процесса (например, подручное средство, Продукция) обозначены нами кириллицей. Само же понятие идеи как внове образуемого комплекса взаимосвязанных сущих никаким образом выделять не будем из-за слишком частого его употребления и однозначности его понимания по всему тексту).
В процессе этого, первого этапа нашего (логического) мышления мы собираем вместе определенный комплекс относящихся к данной теме известных нам объектов-сущих, манипулируем ими (и связями между ними) в нашем уме, тем или иным образом, пытаясь соединить их в некое подобие идеи. Но, как правило, – правило, можно сказать, без исключения! – какого-либо результата на этом этапе мы не достигаем, кроме одного: мы лучше начинаем ориентироваться в интересующей нас проблеме. (Почему не достигаем, будет разъяснено в разделе 1.6. Креативна ли логика?).
Далее, в случае плодотворности нашего логического мышления, за этим этапом следует второй этап: это инкубационная фаза созревания идеи, когда мы вовсе не думаем над этим вопросом, но он, как мы полагаем, претерпевает в нашем бессознательном какие-то существенные превращения, перед тем как проникнуть в наше сознание, но уже в виде инсайта, озарения, интуиции, то есть в виде спонтанно явленного готового смысла. И если инкубационный этап ничем себя не проявляет – он даже может быть не замечен нашим сознанием, – то спонтанный акт явления идеи в наше сознание, как правило, сопровождается возникновением эйфорического чувства (весьма заметного, а порой и малозаметного) интеллектуального удовольствия и удивления: удовольствия от понимания смысла внове явленной идеи и удивления от внезапности его появления.
При этом сразу же обратим внимание на то, что, если первому этапу, поименованному нами рефлексией-1, в литературе уделено достаточно много внимания, то о том, что происходит в нашем уме сразу же после того как идея явится в наше сознание, имеются весьма скудные представления. (И это несмотря даже на то, что процесс раскрытия смысла идеи осуществляется нами на рациональном, логическом уровне). А здесь-то как раз и происходит, как мы покажем далее, самое интересное, самое существенное и самое таинственное для нашего сознания. Таинственное, хотя бы только потому, что до настоящего времени не был раскрыт ни структурно-функциональный состав идеи, ни механизм формирования вида (эйдоса) сущего и его сущности (о чем речь у нас пойдет ниже).
Продолжим наши рассуждения, основанные, скорее всего, на саморефлексии. Итак, идея явилась в наше сознание. Вслед за этим сразу же идет достаточно кратковременный этап допонятийного мышления, мышления, не сопровождаемого оперированием в нашем уме известными нам понятиями.
Спрашивается, чем именно характеризуется данный этап нашего продуктивного мышления? Во-первых, тем, что мы сами прекрасно понимаем смысл внове явленной в наше сознание идеи. И понимаем в наиболее ярком свете в самый первый момент ее явления. (В дальнейшем этот смысл в буквальном смысле тает у нас на глазах в дымке времени). А во-вторых, мы не можем донести этот смысл до понимания любого из нас, кто нас окружает. И не можем только потому, что этот смысл еще не выражен нами в общепонимаемых знаках и выражениях. Мы являемся единственными владельцами этого смысла. И никто другой не имеет доступа к его пониманию до тех пор, пока мы не изложим его в понимаемых всеми знаках, словах, символах и т. д. Именно в этом заключается смысл введенного нами словосочетания «допонятийный этап».
В процессе этого этапа, как мы полагаем, на бессознательном уровне происходит перекодировка нейронных образований нашего мозга (и связей между ними) в слова, знаки, символы, знакомые нашему сознанию. Причем, идея является в наше сознание не в виде достаточно четкого рисунка со всеми своими деталями, а в виде мгновенно понимаемого «сгустка» смысла, который мы должны раскрыть и увидеть его содержание. Но одновременно с этим, по мере того, как этот смысл нами развертывается, подобно древнеегипетскому свитку, мы должны, – чтобы его не забыть – фиксировать этот смысл в каких-либо словах, знаках, символах уже известных нашему сознанию.
И что же мы видим в процессе раскрытия смысла идеи? А видим мы то, что идея состоит из вполне определенного комплекса между собой связанных объектов-сущих. Причем, некоторыми из них мы уже оперировали на этапе рефлексии-1, пытаясь на гипотетическом уровне решить нашу задачу. И эти сущие, примененные нами (на этом этапе) для комплектации идеи в своем готовом виде, мы можем назвать исходными сущими, поскольку, во-первых, они были найдены нами на начальном этапе (рефлексия-1) формирования идеи, а во-вторых, как мы покажем далее, они являются основанием – нагляднее было бы даже сказать, «пьедесталом», – на котором нами будет создано (возведено) совершенно новое сущее, которое чуть далее мы назовем