Ян Вильям Сиверц ван Рейзема - Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума

Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума
Название: Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума
Автор:
Жанры: Социология | Книги по философии | Прочая образовательная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума"

Книга посвящена проблемам информационных оснований мышления и культуры. Автор выступает и как информатик и социолог и как философ, по новому раскрывающий связь индивидуального, ноосферного и общественного. В работе затронут ряд актуальных и сложных проблем, как например, проблемы совершенствования знаковых технологий мыслительной деятельности, взаимодействия человека и компьютера, обратимости оснований универсума, моделирования социально-видовых характеристик третьего тысячелетия и ряда других. Книга написана интересно и предназначена для самых различных кругов читателей.

Бесплатно читать онлайн Информатика социального отражения. Информационные и социальные основания общественного разума


«В научно выраженной истине есть отражение – быть может чрезвычайно большое – духовной личности человека, его разума».

В.И. Вернадский

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Ф.М. Бурлацкий;

доктор философских наук, профессор Г.Л. Епископосов;

доктор философских наук, профессор Ю.А. Шрейдер;

доктор филологических наук, профессор Ф.М. Березин


Ответственный редактор кандидат филологических наук О.А. Сычев

Вместо предисловия

Ян Вильям Сиверц ван Рейзема – кандидат исторических наук, социолог, разрабатывающий проблемы глобальной футорологии, социальной статистики, семиотики и информатики, автор монографии «Информационный анализ социальных процессов», опубликованной издательством «Наука» в 1982 г.

«Информатика социального отражения» – вторая из задуманной автором серии работ по анализу информационных оснований мышления и культуры. Если в первой из своих монографий Я.В. Сиверц ван Рейзема предстает прежде всего как теоретик в области социальной семиотики, то во второй книге он выступает уже и как информатик, осмысляющий социологические основы компьютерного моделирования общественного разума, и как философ, герменевтически строго раскрывающий информационно-прогностические аспекты марксистско-ленинской концепции социального развития общества. В настоящее время автор подготавливает к публикации третью заключительную книгу серии – «Историческое сознание. Взаимодействие онтологических и прогностических образов», в которой он предстанет перед читателем в качестве теоретика в области исторического познания.

Глубокий анализ связей между различными явлениями индивидуального, общественного и ноосферного бытия человека позволил автору во второй из его книг по-новому осветить отношения между информатикой и социальным отражением, выделить в этих отношениях предметное ядро, которое и получило на страницах книги наименование «информатики социального отражения». Раскрывая содержание данного понятия, автор указывает на его тесную связь с процессом компьютеризации общества, расширяющим мыслительные возможности человека до универсально-космологических масштабов. Вот почему большое внимание в книге уделяется рассмотрению таких сложных и дискуссионных проблем, как проблема обратимости оснований универсума: пространства/времени/энергии/информации, проблема соотношения знаковых технологий и развития мыслительной деятельности, проблема прогностики 3-го тысячелетия и ряд других.

Важное, хотя и незначительное по объему место занимает в книге описание проекта «Демиург». В рамках этого проекта автором разработана, в частности, принципиальная схема культурно-психологического обучения и воспитания «компьютерного разума» в условиях всестороннего человеко-машинного взаимодействия. В основу этой схемы положены оригинальные, но несомненно требующие дальнейшего обоснования и разработки взгляды автора на сущность жизни.

Для изложения своих взглядов Я.В. Сиверц ван Рейзема избрал форму трактата. Отсюда своеобразие стиля данного сочинения – сжатость, лаконичность, экспрессивность, отсюда и трудность его для читателя. Но трудность эта таит в себе возможность приобщения к пониманию сложности нашей мыслительной и духовной жизни, сопоставления индивидуального опыта читателя и опыта истории с задачами «текущего момента», осмысления грядущего в правильной прогностической перспективе.

Президент фонда «Новое тысячелетие» У.Б. Кемельбекова

Часть первая

Социальное отражение и информационный процесс. Исторические связи

Глава 1

Общественный статус информатики

1.1. К постановке вопроса

В 1988 г. исполнилось 125 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского. Имя его занимает особое место среди великих представителей естественнонаучной и философской мысли. Дарвин открыл человечество как эволюционирующее существо. Вернадский открыл разнообразие жизненных форм как планетарное сообщество, порождающее мысль – ноосферу. Научная и духовная мысль человека является исторической частью ноосферы, предпосылкой ее усложнения и космического расширения.

Рассматривая строение ноосферы со стороны социального и культурного базиса, Вернадский выделяет в этом базисе решающий элемент – восхождение способов обращения с информацией: свободомыслие. В Дневниках 1941 г. В.И. Вернадский записывает: «…мысль направляется к необходимости свободы мысли, как основной (составляющей), равноценной основной структуре социального строя, в которой личность не является распорядителем орудий производства. Равенство всех без этого невозможно. Но оно невозможно и без свободы мысли… Надо пересмотреть с этой точки зрения Маркса: он ясно видел, что мысль человека создает производственную силу»[1]. В этом высказывании Вернадский соотносит способность распоряжения мыслью со способностью распоряжения орудиями производства и указывает на это соотношение как на важнейшую характеристику социального строя. Для разрешения противоречий данного соотношения Вернадский советует обратиться к Марксу, к его пониманию производительных сил мышления.

Из чего состоит общественный разум с точки зрения своей структуры? В его составе: 1) мыслители – люди, эксперты, вне зависимости от их социального статуса: собственно человеческий фактор; 2) гносеологические и технические средства, включая информационные сети и коммуникации; 3) информационные материалы в их знаковой и незнаковой формах; 4) культурно-гносеологические и информационные технологии – методы развертывания содержания мышления. Этот четвертый элемент и есть особая сила, сплачивающая общественный разум как действующее мыслительное единство.

Общественный разум подготавливается и воспитывается жизнью во всех ее проявлениях, а сама она становится его главным объектом и интересом.

Изучение информационных и социальных оснований общественного разума подводит к необходимости прояснения некоторых понятий и терминов социального отражения, с тем чтобы разграничить процессы мышления и отражения, категории разума и интеллекта. Без такого разграничения невозможно содержательное раскрытие гносеологических и информационных технологий общественного разума, таких средств формирования и одновременно исследования отражательных функций общественного разума, как социальная семиотика и социологическая информатика.

Как соотносятся разум и интеллект? Если интеллект – логико-формальное обобщение специализированных операций мышления, то разум – обобщение обобщений, их высший порядок, связывающий логические, этические и эстетические ценности в многообразные категории общественного смысла.

Обращение к историческому и текущему опыту мыслительности позволяет более дифференцирование представить картину развертывания и свертывания общественного разума, его собственных внутренних ценностей и ресурсов.


С этой книгой читают
В книге Я.В. Сиверц ван Рейзема космологический характер мыслительной деятельности человечества, формирующей ноосферу Земли, получает свое философско-этическое истолкование через свойства самого Универсума, в ткань которого изначально вплетается нить мысли.С авторской точки зрения, раскрытие природы и определение целей созидательного мышления общества (общественного разума), понимание дальнейших путей его развития возможно лишь на основе единства
В монографии освещаются вопросы социальной информации и комплектования информационных систем. На большом историческом материале автор прослеживает становление социологической информатики, специально выделяя тот важный вклад, который внесли в развитие этой дисциплины советские исследователи.Книга предназначена читателям, интересующимся философскими и социологическими проблемами развития общества.
В монографии рассматриваются теоретико-методологические вопросы исследования социально-экономического неравенства населения в условиях транзитивной экономики России; анализируется уровень социально-экономического неравенства населения в трех аспектах: межгрупповом, межрегиональном и поселенческом. Изучен комплекс объективных и субъективных факторов, влияющих на уровень неравенства населения, на материалах Вологодской области. Выявлены и оценены п
В монографии представлены результаты исследования формирования уровня рождаемости населения и факторов, его определяющих. Описаны современное состояние, тенденции и проблемы демографического развития, репродуктивного здоровья и поведения населения на уровне страны и региона. Предложены и обоснованы стратегические направления решения выявленных проблем.Книга адресована работникам органов управления здравоохранением, образованием, социальной защито
Учебник «Что такое антропология?» основан на курсе лекций, которые профессор Томас Хилланд Эриксен читает своим студентам-первокурсникам в Осло. В книге сжато и ясно изложены основные понятия социальной антропологии, главные вехи ее истории, ее методологические и идеологические установки и обрисованы некоторые направления современных антропологических исследований. Книга представляет североевропейскую версию британской социальной антропологии и в
В монографии представлены результаты социологических исследований широкого круга социальных проблем развития современного белорусского общества, проведенных автором в течение многих лет. Читатели знакомы с некоторыми из них по публикациям в журнале «Социология». Лейтмотивом монографии является идея согласованности взаимных ожиданий всех активных просоциально настроенных субъектов общественной жизни на основе доверия, солидарности и толерантности.
Зима 1920 года. Разгромом Директории адмирала Колчака отнюдь не закончилась война в Сибири. Великий край продолжал бурлить и плескать кровавой пеной междоусобиц. Новая власть многим сибирякам пришлась не по вкусу, и покатилась по городам и селам бунтовская волна – Барабинск, Николаев, Камень-на-Оби, Колывань, – грянула сибирская Вандея…«Сибирская Вандея» – одно из наиболее ярких и беспощадных в своей правде произведений бывшего чекиста и известно
Цикл рассказов о Гражданской войне сибирского писателя Кондратия Урманова.«... Каждый день с запада и востока приходят поезда; из прокопченных, загаженных теплушек, через изрубленные, незакрывающиеся двери выпрыгивают иззябшие люди и идут по широкой тропе в камышах на виднеющуюся вдали синюю маковку ивановской церкви.Одни из них ищут тихое логово, чтобы спрятать свой ужас перед грозным и неизбежным, другие, - чтобы в медлительную, раздавленную жи
Часто везение определяет судьбу человека. Так получилось и с нашим героем. Его мечта сбылась, хотя никто в неё не верил. По стечению обстоятельств Ваня оказался в нужное время в нужном месте, где и овладел волшебным словом. Он умело воспользовался им и достиг своей цели – женился на принцессе. При достижении цели с ним произошло много смешных приключений. Вольно или невольно он своими действиями напугал и рассмешил много людей. В итоге добро побе
Их не любят и боятся. Но что такого сделали маги водной стихии, дабы снискать к себе подобное отношение? Может быть, все дело в их непохожести на других? Как знать. И так ли беспомощна на самом деле девушка с белокурым волосами, ведь ей придется распутать чужую тайну, спасти отца и обзавестись спутником, который тоже на людей не похож.