Прежде всего, нужно отметить традиционно безответственное и в большинстве случаев не наполненное смыслом словоупотребление по поводу всего, что касается «интеллекта» и явно образованных от этого термина слов. В одной беспорядочной куче смешались интеллект, в том числе – искусственный интеллект и чрезвычайно модный эмоциональный, интеллигенция и интеллигентность, интеллектуальность и интеллектуальное воспитание – всего и не перечесть. При этом за редчайшими исключениями «говорящие головы» забывают сказать, что же такое, собственно, сам этот интеллект. Может, не знают, а может – не могут, потому что не знают. Но приобщиться к интеллекту при всей его непонятности бывает заманчиво, вот и говорят, говорят…
Давайте посмотрим и послушаем, что же говорят-то. Хотя бы – в словарях.
Педагогический терминологический словарь: интеллект – это устойчивая структура умственных способностей индивида. Комментарий автора: например, устойчиво дебилен.
Словарь Ушакова: интеллект – это ум, рассудок, мыслительная способность человека. Комментарий: а ум, рассудок – это что такое?
Философский словарь: интеллект – это большая или меньшая способность решать проблемы, иначе говоря, способность понимать новое и сложное. Комментарий: например, менее способен решать проблемы (аналогия из Уголовного кодекса: «менее тяжкие телесные повреждения»).
Словарь Ефремовой: интеллект – это мыслительная способность человека, его умственное начало. Учитывая предыдущие комментарии – ну, какое же тут начало? Скорее – конец.
Может быть, хватит популярных словарей? Которые, кстати, именно устойчиво отождествляют ум с интеллектом и определяют их один через другой по очереди. Заинтересованный читатель легко может самостоятельно продолжить экскурсию по словарям в интернете. Всё равно, главный шедевр, которого не переплюнуть – определение интеллекта, данное Эдвином Борингом:
Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта. Вот здесь уж действительно – не более не менее. И это принято на вооружение поклонниками знаменитого IQ, о котором мы ещё поговорим.
На этом фоне глотком кислорода выглядит определение, данное крупнейшим российским психологом – специалистом в области интеллекта – Мариной Александровной Холодной:
Интеллект – это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. Этому не возразишь – всё верно – но и без запинки не выговоришь. Научно и точно, но дышать чистым кислородом не очень-то… Популярностью это определение не страдает. Хотя можно понять, что «индивидуальный ментальный опыт» может принадлежать только личности, и наличие такого опыта – явно неотъемлемое качество, свойство этой личности. Репрезентация – вообще-то представление, то есть, отображение мозгом, как волшебным зеркалом, событий, только что произошедших в действительности – том пространстве, где личности приходится действовать, или более ранних событий, извлечённых из памяти. Возможно, уже творчески обработанных в соответствии с интересами личности. Как события попадают в поток сознания, и что с ними дальше происходит, описано в книге данной серии «Практическое и продуктивное мышление». Мир, в котором мы живём и действуем, воспринимая его как действительность, живёт в нашем сознании, представляя собой «ментальную репрезентацию» этой действительности. И действуем мы в соответствии с такой репрезентацией.
Мы оцениваем действия как успешные или неуспешные относительно удовлетворения наших потребностей в конкретной реальной ситуации. Если наша «ментальная репрезентация» соответствует этой реальности, она является адекватной ей, согласующейся с ней. От латинского adeacuatus – соответствующий, согласующийся. Тогда представляемые и организуемые нами действия по преобразованию действительности могут быть адекватными ей. Следовательно, с ожидаемыми результатами и потому успешными.
Неадекватность восприятия действительности и построение соответствующей репрезентации даже для вполне психически здорового человека приводит к неадекватности вмешательства в действительность. Вероятность успешности такого вмешательства, естественно, чрезвычайно мала. В результате потребности человека, связанные с данной ситуацией, не удовлетворяются. Систематические проявления неадекватности восприятия действительности и неадекватных попыток её изменения психически здоровым человеком Марина Александровна Холодная назвала «функциональной глупостью». В качестве противостояния формированию этого печально известного качества у обучающихся в системе общего образования сейчас уделяется повышенное внимание «функциональной грамотности». То есть, неведомо как родившейся в процессе этого образования адекватности представлений действительности и соответствующих ей действий.