1.1. Кое-что о смысле жизни
Для России характерно постоянное напряжённое выяснение россиянами того, в чём состоит смысл жизни. Именно россиянами. Такова уж национальная традиция. И никак россияне не могут этот смысл найти. Куда уж там остальным! Для такого выяснения необходимо сотрудничество образованных людей с определённым жизненным опытом. И вот чем закончилось такое сотрудничество в наблюдавшемся мной случае.
Собрались как-то Литератор, Врач, Научный Работник и Философ. Имён называть не буду, но, поверьте, имена вполне уважаемые. И ну выяснять, в чём же заключается смысл жизни,
— Смысл жизни – это то, о чём надо думать всю жизнь, – сказал Литератор.
– Смысл жизни в том, чтобы умереть, полностью истратив все жизненные ресурсы, – сказал Врач.
– Смысл жизни в том, чтобы понять устройство мира и законы, по которым он живёт – сказал Научный Работник.
– Смысл жизни в том, чтобы жить вечно! – сказал Философ.
Вот так они поумничали, но круче Философа никого не оказалось, и никто ему возразить не посмел. Ну, и как его понимать? А так и понимать: люди хотят жить вечно – об этом говорят и наука, и религия в любых своих конфессионных проявлениях.
Множество поколений людей ткали из нитей своих жизней тот ковёр разумного устройства мира, на котором мы резвимся сегодня. Усилиями предыдущих поколений мы знаем, откуда пришли, помним своё прошлое от Адама, переживаем его и неразрывно с ним связаны. Мы можем, стоя на вершине египетской или ацтекской пирамиды, или рассматривая наскальные рисунки, или читая новгородские берестяные грамоты, увидеть мир глазами наших предков, ощутить то же единство с прекрасным миром, которое ощущали и они. Наши предки сумели остаться в Вечности; сумели донести до нас этот мир живым и относительно здоровым. Теперь наша очередь. Нам надо остаться в жизни, продолжая себя в пространстве и времени, чтобы посмотреть на мир следующих тысячелетий. Мы вплетаемся в ткань мира, чтобы вечно жить в нём и вместе с ним.
Можно достичь индивидуального биологического бессмертия. Только оно бессмысленно и опасно с точки зрения выживания вида. Бессмертие быстро станет самоцелью, приостановит рост человечества и его прогресс, а затем человечество прикончит и себя.
Значит, уходить в Вечность надо по какой-то другой траектории. Она уже давно отработана поколениями наших предков: посадить дерево, построить дом, вырастить ребёнка… Мы увидим мир глазами наших потомков, глазами людей, которые будут жить в построенных нами домах и пить чай под посаженными нами деревьями. Для того чтобы всё это сделать – посадить, построить, вырастить – вполне достаточно ясных целей, долгой жизни и крепкого здоровья.
У каждого человека свои представления о том, как именно реализовать смысл жизни, по какой дороге уходить в Вечность. Это значит, что в голове человека сложилась модель реализации смысла жизни. Эту модель, это отражение реальности в человеческой голове люди обычно называют идеей.
Помню такой фантастический рассказ.
Создали люди сверхмощный компьютер, наделили его массой возможностей, а он возьми да начни думать. Люди испугались – вдруг чего плохого надумает! Потом, естественно, и натворит. И решили его отключить (убить, значит). Супермозг, понятное дело, это просчитал и сбежал от людей – уполз в пустыню. За ним послали вертолёты, чтобы они его ракетами обработали. Прилетают вертолёты в точку, где ожидали его найти, а там… прекрасный парк. Понял умный мозг, что от судящих по себе людей ему не уйти, собрал все свои возможности и материализовал идею, то есть реализовал собственное представление о смысле жизни. И стал вечным: теперь в его тени гуляют люди, играют дети. Идея была проста – сделать людям добро.
Нас долго пугали словом «идеология». Слово ни в чём не виновато. Идеологии бывают прекрасные, бывают уродливые. Но без идеологии, то есть без чёткого представления о своей ведущей идее и о том, что с ней делать, человек ничего путного создать не может. Если же эта идея, эта модель земной реализации смысла жизни сложилась в мозгу человека, он способен на многое.