От автора
Новые социально – экономические реалии, вызванные глобальным экономическим кризисом, а также санкционным «терроризмом» западных стран объективно требуют пересмотра традиционных путей и методов управления важнейшим стратегическим ресурсом нашей страны – государственной и муниципальной собственностью, более активного вовлечения в сферу эффективного гражданского правового оборота и рыночных отношений публичных земель, принадлежащих муниципальным образованиям (МО) и субъектам Российской Федерации (СФ). В монографии «Ипотека публичных земель» рассматривается широкий круг актуальных проблем отечественного земельного рынка, региональной инвестиционной политики, а так же опыт внедрения в практику хозяйствования авторской модели ипотечного земельного инвестиционного механизма (ИЗИМ). На принципах государственно – частного партнёрства, в качестве постоянно действующего механизма самофинансирования и «точки роста» реального сектора экономики, предлагается методика вовлечения в ипотечный оборот земельных активов МО и СФ РФ. В ходе внедрения проекта ИЗИМ создается акционерный Земельный Залоговый Фонд (ЗЗФ), главной компонентой уставного капитала которого становятся принадлежащие органам публичной власти земли, используемые в качестве обеспечения ценных бумаг и залога, для привлечения кредитов и инвестиций. Теоретические положения, методика и практические схемы работы по проекту ИЗИМ в течение ряда лет апробировались в МО и СФ РФ, были поддержаны и рекомендованы к пилотному внедрению Минэкономразвития РФ, Российской и Московской Торгово – промышленными палатами, ООО Деловая Россия, Ассоциацией малых и средних городов РФ, Российской академией естественных наук, зарубежными и отечественными инвестиционными компаниями, а также рядом депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Творческие и аналитические разработки участников пилотного проекта ИЗИМ стали основой для выработки практических рекомендаций по улучшению ипотечного оборота публичных земель, а также явились предметом исследований и анализа настоящей монографии. В реализации проекта приняли активное участие ученые, специалисты, работники государственных, муниципальных, общественных организаций, предприниматели. Автор искренне признателен и благодарен за всестороннюю помощь и поддержку Лауреату Государственной премии РФ, академику РАЕН, д.т.н. А.Н. Никитину; почётному профессору Международной Академии наук Сан – Марино, доктору искусствоведения, академику РАЕН И. Я. Гранову; Председателю Парламентского Центра «Кооперация и социальный прогресс», академику РАЕН, д.т.н. В.Ф. Граковичу; академику РАЕН, д.э.н. М.П. Зотову; академику МАГЕН, д.т.н. С.Н. Кудряшову; вице – президенту Московской Торгово – промышленной палаты С. О. Варданяну; Главе Представительства Финансово банковской ассоциации ЕвроАзиатского сотрудничества О.А.Чернышеву; председателю Фонда им. В. И. Чаптынова, к.э. н. А.Н. Алчубаеву; предпринимателям А. Ф. и А. А. Лютенко, П. Н. Ткаченко, Ю. С. Дудорову, С. И. Капитаненко, Л. А. Москвину, В. Р. Тридриху, С. Л. Черняк; иностранным партнерам Р. Куперу, Э. Коберштайн, Б. Кунцевич, А. Строкалис; а также депутатам Государственной Думы М. Ч. Залиханову и И. И. Белекову, Членам Совета Федерации ФС В. Н. Лихачеву и В. К. Быкову.
Ленкин Сергей Леонидович – доктор экономических наук,
действительный член Российской академии естественных наук
Рецензенты монографии:
Академик РАЕН, д.т. н. А.Н. Никитин
Академик РАЕН, д.т. н. В.Ф. Гракович
Академик РАЕН, д.э. н. М.П. Зотов
«Род проходит, и род приходит, а Земля пребывает во веки»
Екклеcиаст [90]
В XX веке социально приемлемый переход к развитой рыночной экономике сравнительно быстро и успешно удалось совершить тем капиталистическим государствам, которые сначала инициировали формирование, а затем возглавили фактическое руководство международными рынками торговли обязательствами и правами собственности. Такой совершенно справедливый вывод делает известный перуанский экономист и общественный деятель Эрнандо де Сото в своем мировом бестселлере «Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире» [50.1]. Действительно, в отличие от большинства экономик третьего мира, продолжающих торговать преимущественно натуральными товарами, именно эти рынки, аккумулируя банковский и финансовый капитал, превратились в локомотивы мировой экономики и до последнего глобального кризиса весьма эффективно работали во благо и процветание стран «золотого миллиарда». Главным трендом экономической политики c конца прошлого столетия стали тотальная приватизация и дерегулирование, идеализация свободного рынка и открытого общества потребления. При этом важнейшим стимулом для развития капиталистической экономики являлся рост потребительского и производного от него инвестиционного спроса, в первую очередь в США и Западной Европе. Сам этот спрос был обусловлен опережающим ростом розничного и корпоративного кредитования, а кредитно-ипотечный бум, в свою очередь, порождался увеличением спекулятивной стоимости залоговой собственности, многократно раздутой секъюритизацией не обеспеченных реальными активами ценных бумаг. Бреттон-Вудские соглашения 1944 года, а затем отказ США от золотого стандарта в 1971 году, позволили американскому доллару фактически стать мировыми деньгами, базой валютных паритетов и преобладающим финансовым инструментом международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Национальная валюта США превратилась не только в общепризнанное международное средство обращения и универсальную валюту, но и возрастающий в стоимостном объеме уникальный товар, на базе которого приняла колоссальные масштабы финансовая пирамида мирового фиктивного капитала.
Триумф неолиберального глобализма продолжался до 2006 года, когда вопреки традиционным прогнозам, сильнейший ипотечный кризис вначале поразил рынок недвижимости в США, а затем в августе 2007 года обрушил котировки основных бирж планеты. По оценкам ведущих аналитиков важнейшей причиной трагических событий в экономике развитых стран стало то, что для формального обеспечения большинства сделок практически повсеместно использовались субстандартные (высокорисковые) ипотечные кредиты (subprime), свопы кредитного дефолта (CDS) и другие экзотические виды залогового обеспечения, основанные на многоуровневых производных – деривативах. К концу лета 2007 года, когда краткосрочные процентные ставки ФРС США вынуждена была поднять с рекордно низких уровней, эти виртуальные залоги резко обесценились, рыночная стоимость активов начала падать, и в течение нескольких месяцев разразился банковско-страховой кризис сначала в США, а к осени 2008 года в ЕЭС и других странах мира. До сих пор большинство капиталистических стран не могут оправиться от глубочайшего со времен Великой депрессии 30-х годов мирового экономического кризиса, принявшего небывало затяжной и системный характер. Эти суровые реалии указывают на очевидное банкротство господствующей в странах «золотого миллиарда» либеральной концепции минимизации роли государства в рыночной экономике.