С книгой в руках по Земшару
Любите читать книги?
Замечательно.
Но умеете ли читать книги?
Какую, по какому поводу выбрать?
Вспомнил совет Пушкина:
«Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти “Женитьбу Фигаро”».
Мыслей черных вроде и не было. Шампанское не по погоде. Да и Бомарше не привлек.
А тут звонок по телефону. Из Парижа в Одессу прилетел Анатолий Контуш. И человек замечательный, и писатель из любимых.
Пришел. Выпили по пятьдесят грамм коньяка. Поговорили. Контуш привез свою новую, еще не напечатанную, повесть, и представьте, называется эта повесть как раз в соответствии с вопросами, что я задавал себе – «Искусство читать книги».
И подзаголовок интересный – «Записки путешественника».
Любопытно – путешествие внутрь себя, в связи с каждой прочитанной книгой, или странствия по миру в поиске героев любимых книг…
Медленно, растягивая удовольствие, вкушая, читал я эту умную и весёлую книгу, написанную писателем – тонким стилистом.
А сейчас напомню всем, кто видел фильм «Интонации большой Одессы», что герой парижского сюжета – обаятельный Анатолий Контуш.
Мне очень хочется познакомить вас с этим человеком – ученым и писателем.
О нем одинаково легко и трудно писать. Легко, потому что своими книгами, выступлениями перед зрителями, сайтом в интернете он сам задал точки отсчета, горизонты Анатолия Контуша. Но и бесконечно трудно, так как он не просто талантлив, а тотально талантлив. Хоть, впрочем, вертикаль Анатолия Контуша (имею в виду не только его физический рост) теряется для нас из виду в обществе свободных радикалов, а это только одна из областей науки, в которой он встал во весь рост.
Кстати, понимая сложность своего бытования на планете Земля, Анатолий Контуш написал две свои биографии.
Скажем так: для умных и очень умных, а если вернуться к формулам 60‐х годов, когда Толя родился, то для «физиков и лириков».
Помните: что‐то физики в почете, что‐то лирики в загоне, а, может, наоборот. И предчувствуя необходимость синтеза, в Одессе в 1960 году родился Анатолий Контуш.
Для начала (а точнее, чтобы с этим закончить) я представляю, насколько понимаю сам, его научную биографию.
Естественно, что ребенок, который родился в Одессе в 1960 году, должен был что‐либо окончить.
В 1982 году окончил физический факультет Одесского университета.
Работал в Петропавловске‐Камчатском, Одессе, Гамбурге, Нью‐Йорке.
Доктор естественных наук (степень присвоена Гамбургским университетом в 1996 году).
В настоящее время – руководитель исследований в лаборатории №1166 Национального института здоровья и медицинских исследований.
Круг научных интересов – обмен жиров и липопротеинов, патологическое окисление, антиоксиданты, болезнь Альцгеймера, атеросклероз, нейродегенеративные и сердечно‐сосудистые заболевания.
Лауреат премии Французского общества по изучению атеросклероза. Отмечен наградами фармацевтических фирм США и Западной Европы.
Член Европейского и Французского обществ по изучению атеросклероза, а также Международного общества по изучению свободных радикалов.
О свободных радикалах я уже упомянул, кажется, некстати (можно подумать, что речь идет о радикалах, которые не сидят в тюрьме!).
Теперь о лаборатории №1166 Французского национального института здоровья и медицинских исследований. Она находится на территории больницы Питье‐Сальпетриер в тринадцатом округе Парижа. Питье‐Сальпетриер – одно из наиболее известных медицинских учреждений Франции. В начале ХIХ века замечательный французский художник Теодор Жерико создал серию портретов несчастных обитателей Сальпетриера. В его время это был госпиталь для душевнобольных, более похожий на тюрьму… А в наше время здесь оперировали после покушения мэра Парижа Бертрана Деланоэ, здесь пытались спасти принцессу Диану, здесь поставили на ноги знаменитого бразильского футболиста Рональдо.
Лаборатория № 1166 относится к медицинскому факультету знаменитой Сорбонны, а еще не так давно входила в состав университета Пьера и Марии Кюри, в котором эти знаменитые физики работали в первой половине ХХ века. В первой половине ХХI века здесь работает наш земляк Анатолий Контуш.
Отдохнем. Нельзя потреблять так много научной информации сразу. Вспомним, что Анатолий Контуш – писатель. Отличный писатель. Вот, к примеру, как он начал описывать одесситок:
Цветущие, как акации,
мягкие, как брынза,
шумные, как Привоз,
воздушные, как Пассаж,
блистательные, как Оперный театр,
мокрые, как пятый трамвай,
притягательные, как Дерибасовская,
пугающие, как катакомбы,
любимые, как «Черноморец»,
благородные, как Ришелье,
юные, как Одесса.
Что это? Проза или стихи? Это стиль Анатолия Контуша, уже утвердившийся в опубликованных его книгах, в сотнях выступлений на двух материках – в Европе и Америке.
Теперь биография для лириков.
Одесский университет – капитан КВН.
Петропавловск‐Камчатский – преподаватель физики.
Одесский институт пищевой промышленности – аспирант.
Всесоюзный КВН 1986–87 годов – чемпион.
«Клуб одесских джентльменов» – автор текстов.
Одесская государственная филармония – актер.
Гамбургский университет – доктор естественных наук.
Нью‐йоркский комедийный клуб «Канотье» – актер и автор.
Автор книг «Одесские портреты» (2001) и «Городские портреты» (2004), опубликованных в Санкт‐Петербурге издательством Фонда русской поэзии. За вторую из них в 2004 году удостоен литературной премии «Петрополь» в том же Санкт‐Петербурге.
Автор повести в рассказах «Одесса и другие явления природы», изданной в Одессе в 2015 году. Книга стала лауреатом книжного конкурса «Зеленая волна» в Одессе в 2016 году.
А теперь несколько штрихов, дополняющих обе биографии.
Когда режиссер Олег Сташкевич пребывал в поисках, как создать атмосферу Клуба одесских джентльменов, он всем участникам дал одно указание: «Посмотрите на Контуша!»
В 1986 году капитаном впоследствии прославившейся на весь Советский Союз команды КВН ОГУ стал Слава Пелишенко. Обращаясь к своим товарищам, он сказал: «Если я заболею, капитаном станет Контуш».
Перечислить все репризы Анатолия – невозможно. Но одна из них запомнилась всем, кто ее слышал.
Кто‐то из джентльменов бросает реплику: «Почему на наших улицах появилось так много подержанных автомобилей иностранного производства?».
Контуш отвечает: «Просто в битве автомобильных гигантов нам доверили подбирать раненых…»
– Ему не нужно было создавать новый образ – и в науке, и в искусстве он был «рассеянным профессором» – говорил мне Сергей Рядченко, о котором Контуш написал в главе «Литераторы» «Одесских портретов» вслед за Исааком Бабелем и Эдуардом Багрицким.
Кстати, в главе «Музыканты» у него такие предпочтения: Леонид Утесов, Давид Ойстрах, Эрнест Штейнберг.