Адам Смит – экономист XXI века?
Адама Смита (1723–1790), родившегося в небольшом шотландском городке Керколди, земляки называют «величайшим шотландцем всех времен». Эта характеристика – знак признания его выдающихся заслуг перед человечеством. Философ-этик, один из основоположников политической экономии, он в XVIII веке создал стройное и убедительное учение о развитии механизма человеческого благосостояния и его природе.
Чтобы понять, почему именно он во второй половине того динамичного столетия будоражил сознание просвещенных европейцев новыми идеями, следует понять самобытный колорит его яркой личности. Выходец из семьи скромного достатка, нашедший в себе силы получить основательное образование в университете Глазго, а потом в Оксфорде, он основной акцент своего развития делал на самообразовании, скептически относясь к качеству подготовки в знаменитых вузах. Пройдя во время многолетней учебы «испытание бедностью», ютясь в студенческие годы в дешевых комнатенках и живя нередко впроголодь, он даже не имел скромных средств на то, чтобы проведывать родителей. Но желание постичь окружающий мир и законы его развития было тем стимулом, который помогал преодолевать все бытовые неудобства ради познания бурлящей вокруг него экономической жизни Великобритании всего мира.
Удивительный парадокс: имея не очень привлекательную наружность, обладая отвратительной дикцией и даже заикаясь, он – человек крайне стеснительный и некоммуникабельный – каким-то странным образом очаровывал слушательскую аудиторию, убеждая ее в правоте своих революционных по тем временам идей. Будучи родоначальником идеи свободного рынка, Адам Смит утверждал, что экономика должна быть свободна от государства. При этом буржуа, являя собой образец эгоистической личности, против собственной воли трудились не только на свое благо, но объективно – в интересах государства. Совпадение личных и государственных интересов приводили, по мнению Смита, к качественно новому для того времени результату: к небывалому развитию производительных сил.
В главной работе своей жизни, в фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народа», выдающийся ученый сформулировал условия неминуемого успеха экономического развития:
– необходимость развития цивилизации в мирных условиях;
– проявление государством терпимости к общественной и производственной деятельности своего народа;
– разумное налогообложение государством предпринимателей и всего населения в целом. По его глубокому убеждению, при соблюдении этих условий успех экономического развития непременно станет вполне естественной реальностью.
Обладая редкой целеустремленностью, выдающийся экономист сделал блистательную карьеру. Он стал ректором своей alma mater – университета Глазго, добился огромного авторитета среди коллег, сохранил вполне «академические» отношения с оппонентами. Учение Адама Смита еще при его жизни стало чрезвычайно популярным во многих странах мира, в том числе и в России. В каком-то смысле невольным первым историографом Адама Смита в нашей стране стал А.С. Пушкин, явно симпатизировавший великому шотландцу. Давая характеристику своему литературному герою Евгению Онегину, Александр Сергеевич с доброй иронией описав «нелюбимые» сферы интеллектуальной жизни персонажа, гениально противопоставил им и важное достоинство Евгения:
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Удивительно, но поэт сумел в последних четырех строках емко изложить главную суть учения шотландского политэконома.
Сложилась традиция считать Адама Смита экономистом либеральной направленности. Но пушкинские строки, как, впрочем, и само учение, если вдуматься в его глубинное содержание, ставят под сомнение такое утверждение. При всех «реверансах», которые делал А. Смит в сторону банковского капитала, вполне очевидна его приверженность «простому продукту» – земле, производству, производительным силам – тем экономическим ценностям, которые, как показывает современность, являются истинными, играя решающую роль в процессе современного экономического развития.
С.Н. Полторак, доктор исторических наук, профессор, член Союза писателей Санкт-Петербурга, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
Предисловие к третьему изданию
Первое издание этой книги печаталось в конце 1775 и начале 1776 г. Поэтому, когда в большей части этой книги говорится о настоящем положении вещей, надо иметь в виду положение вещей, существовавшее в то время, когда я писал эту книгу, или в несколько более ранний период. В третьем издании я сделал несколько добавлений, в частности к главе о возвратных пошлинах и к главе о премиях. Кроме того, я прибавил новую главу под заглавием «Заключение о меркантилистической системе» и новый параграф в главе о расходах государя. Во всех этих добавлениях, говоря о настоящем положении вещей, я всегда имею в виду положение вещей в 1783 и в начале 1784 г.
Предисловие к четвертому изданию
В этом, четвертом, издании я не сделал никаких изменений. Однако я считаю нужным выразить величайшую благодарность мистеру Генри Гопу из Амстердама. Этому лицу я обязан очень точными и подробными сведениями о весьма интересном и важном предмете, об Амстердамском банке, о котором я не нашел удовлетворительных и ясных данных ни в одном печатном отчете. Имя этого человека так хорошо известно в Европе, сведения, исходящие от него, делают столько чести всякому, кто их получил, и это признание так льстит моему самолюбию, что я не могу отказать себе в удовольствии предпослать этому новому изданию настоящее предисловие.
Введение и план сочинения
Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов.
Поэтому от количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается.
Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими, в общем, применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат и размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будут зависеть от этих двух условий.