Историческая история.
Часть первая. Оккупация Таганрога.
К осени тысяча девятьсот сорок первого года, войска вермахта рвались в Донбасс и к нефтеносным районам Северного Кавказа. Немецкая армия наступала вдоль побережья Азовского моря. На пути их завоеваний стоял патриархальный Таганрог – крупнейший морской порт юга СССР и важнейший коммуникационный узел железнодорожных и шоссейных дорог. Для взятия города была задействована первая танковая армия, под командованием генерала фон Клейста. В её состав входили тринадцатая, четырнадцатая и шестнадцатая танковые и шестидесятая моторизованная дивизии войск вермахта. А также моторизованные дивизии войск СС – «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и «Викинг».
В середине октября, военная обстановка на подступах к городу резко ухудшилась. Немецкое командование, не смотря на потери в живой силе и технике, бросало в бой всё новые силы. Авиация немцев, стремясь помешать вывозу оборудования с заводов и сорвать эвакуацию, ежедневно бомбила порт и железнодорожную станцию. Солдаты тридцать первой стрелковой дивизии, моряки Азовской флотилии, добровольцы народного ополчения и бойцы второго Таганрогского истребительного батальона, созданного из коммунистов и рабочих с предприятий города, упорно бились на подступах к городу. По официальным данным вермахта, около тридцати пяти тысяч немецких захватчиков погибли в боях в Приазовье и получили наделы Советской земли, необходимых для их захоронения. А с учётом союзных фашистских войск, в основном венгерских, итальянских и румынских, число погибших составило свыше пятидесяти тысяч солдат и офицеров.
Фашистские войска оккупировали Таганрог семнадцатого октября тысяча девятьсот сорок первого года. За сутки до этого, в ночь с пятнадцатого на шестнадцатое октября прогремели взрывы в порту. Это были взорваны, по приказу коммунистического партийного руководства, нефтехранилище и зернохранилище. Загорелась макаронная фабрика. Прекратилась подача воды и электричества. Таганрожцы остались без централизованной подачи воды и электроэнергии.
Город погрузился во тьму.
Таганрог затих и словно притаился в ожидании страшных событий. Жители города уже знали, что несёт с собой «новый порядок» фашистской Германии. Уже были известны трагедии Бабьего Яра и массовые казни мирного населения в Минске. Уже знали о десятках сожжённых вместе с жителями деревнях в Белоруссии.
Не смотря об отсутствии какой-либо достоверной информации от местного партийного руководства, жителям стало ясно, что город находится под угрозой захвата фашистскими войсками. Щемящее чувство тревожной неопределённости и страха, нависло над Таганрогом. Наступило утро семнадцатого октября тысяча девятьсот сорок первого года. Улицы города непривычно пустынны. Изредка лают собаки, которых в городе множество, практически в каждом дворе. В предрассветной дымке, с северной окраины города донеслись звуки скоротечного боя. В это время покидавшими город войсками были подожжены здания городского управления НКВД и милиции. Со стороны Северного посёлка раздавался непонятный гул, напоминающий раскаты грома. Через некоторое время этот звук оформился узнаваемый лязг гусениц танков. По улице Социалистической, к центру города двигалась механизированная колона. В открытых люках башен танков, высунувшись почти по пояс стояли танкисты в чёрной форме. На их пилотках чётко вырисовывались черепа со скрещенными костями, а в петлицах виднелись сдвоенные стрелки-молнии. Это были символы воск «СС», несущие человечеству смерть и разрушения. Гусеницы немецких танков были в крови, а у некоторых торчали обрывки красноармейских гимнастёрок. За танками ехали мотоциклисты. Рукава их форменных курток были закатаны по локоть. Колонна вышла к центру города, где возле дворца культуры имени товарища Сталина стояла грузовая машина. В её кузове лежали ящики с гранатами. Рядом была организована пулемётная точка. За мешками с песком стоял пулемёт марки «Максим» с заправленной в патронник пулемётной лентой. Всё было готово к стрельбе, только стрелять было некому. На западной окраине города, у авиационного завода, слышны были пулемётные и винтовочные выстрелы. Это отчаянно дрались и героически погибали последние очаги сопротивления, состоявшие преимущественно из добровольцев и моряков Азовской флотилии.
Часть немецкой механизированной колонны повернула в направлении порта и стала двигаться к району названой «Бугудонией». Несколько мотоциклов расположилось у дворца культуры им. Сталина. Остальные немцы на танкетках и мотоциклах, словно щупальца спрута, стали растекаться по улицам города…
Так в город вошла моторизованная дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Немцы входили в город, не встречая никакого сопротивления. Они усиленно изображали из себя «освободителей». Войсковую колонну сопровождал автомобиль с полевой радиостанцией, из громкоговорителей которой, на ломанном русском языке, раздавалось обращение к жителям города. В нём извещалось, что немецкая армия освободила город от коммунистов, комиссаров, евреев и заодно, от кровавого сталинского режима. Всех жителей, призывали не бояться добрых захватчиков и выйти из домов, для радостного ликования от встречи с победоносной, оккупационной армией фюрера. В тот же день, центре города, возле клуба имени Сталина, немцы устроили театрализованное представление. Они поставили на табуретку трёхлитровый баллон с повидлом и тазик с «французскими» булочками. Здоровый эсэсовец намазывал булочки повидлом и раздавал их подбегающим детям. Подходили и взрослые. Другой эсэсовец всё это фотографировал. Так сказать, фиксировал исторический момент, всеобщего единения нацистской армии и «освобождённого от коммунистического гнёта народа». Через пару дней, эти и другие снимки, немцы вывесили на огромном щите установленным перед центральным входом в городской парк. На этом же агитационном щите можно было прочитать различные эпиграммы на советских военачальников и руководителей Советского государства.
…Сталин шпарит на баяне, а Молотов – гопака
Проиграли Украину два советских чудака…
Такие стихоплётные вирши, по замыслу новых властей, должны были лояльно настроить жителей Таганрога по отношению к завоевателям.
Вот так и началась двадцати двухмесячная оккупация Таганрога. Улицы города заполонили машины, мотоциклы и бронетехника. В первые дни через Таганрог прошли, 13-я и 14-я танковые дивизии, 60-я моторизованная дивизия, а также румынские и итальянские фашистские части. Основные силы корпуса шли дальше в сторону Самбека, с целью дальнейшего наступления на Ростов. Нуждающаяся в ремонте бронетехника, тыловые подразделения обеспечения и некоторые части личного состава, остались в Таганроге.