О содержании и структуре серии эссе
Упаси нас бог от знания, что не приносит пользы! [хадис от Ибн Абд аль-Бирра]
Как из океана литературных памятников и артефактов древности составить подборку свидетельств по какой-либо узкой теме для того или иного периода истории того или иного народа? Действительно: как практически можно подобрать информацию с описанием городских бань и зоопарков древности, свидетельств о супружеской верности и нравах предков, о распорядке дня властителя и о системе образования в стране, о динамике цен на товары и о построении войск на марше, о налогах и бюджетах семей, о судебной практике и о космических явлениях, о лихих делах и о забытых героях нации, об отоплении жилищ и о климатических катаклизмах, о темпах инфляции и о судостроении, например, в XV веке в России? А ещё, при крайнем дефиците свободного времени у современного человека, было бы желательно полученную информацию пропустить и через второй фильтр, через отбор в каждой теме самых интересных, информационно насыщенных, а также редко упоминаемых где-либо данных, которые могли бы заставить и призадуматься (слово «призадуматься» тут ключевое). – Так родилась идея создания серии книг «Занимательная история», во втором, и существенно переработанном издании с более точным названием – «История и баланс событий». Полагаю, что их содержание будет интересно всем любителям этой области знаний, а школьникам и студентам послужит также и подспорьем для развития аналитического мышления.
Каждое эссе (выпуск) состоит из разделов, названия которых представляют собой наименования тех или иных сторон человеческой жизни или описания природного окоёма. Разделы делятся на темы. Содержание тем множится на блоки, которые имеют максимум трёхчастное деление.
В первый тип блока помещаются текстовые фрагменты первоисточников без изъятий и редактуры, а также графические объекты.
В текстовых фрагментах первоисточников орфография и пунктуация сохранены как есть в оригинале.
Исходные и непереведённые на современный язык русские тексты глубиной XIX века и ранее преобразованы с заменой букв «i» на «и», «ять» на «е» и с упразднением знака «ер» в конце слов.
Названия источников представлены гиперссылками, чаще всего ведущими на сайт «Встарь, или Как жили люди», созданный автором как база исторических данных, откуда легко перейти на ресурсы с полными электронными текстами «исходников». В подавляющем количестве случаев – это документы Полного собрания Русских летописей (ПСРЛ), Лицевой летописный свод Ивана IV Грозного (Царь-книга), источники на сайте «Восточная литература», книги и журналы библиотеки проекта Google Books Search, иные.
Во втором типе блока каждой темы с названием «Вопросы к учителю» приводятся примеры возможных комментариев к фрагментам памятников; рассуждения в блоке этого типа часто специально сгенерированы под уровень образования и жизненных навыков школьников и (или) студентов. Соответственно и вопросы могут быть как наивными, так и дерзкими. Однако как сами свидетельства дней прошедших, их обсуждение, так и вопросы могут показаться занимательными для всех, кто интересуется историей. Сто́ит при этом помнить: «Не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы».
Третий вид блока – «Арабески» – это факультативные сведения по теме исходной информации с данными по смежным темам и со сведениями из иных наук и иных источников, из разных периодов и разных этнических систем, что-то вроде очной ставки исторических свидетелей. Эти подборки информации и рассуждений опять-таки содержат «школьные» вопросы – и наивные, и дерзкие, ответы на которые я оставил читателю, так как профессионалов они частенько интересуют мало (увы). Впрочем, ответы иногда очевидны.
Время от времени в темах будут появляться примеры «Технических заданий» (ТЗ) на решение той или иной проблемы; ТЗ представляют собой постановку задач (изложение гипотез), вытекающих из анализа «школьных вопросов»; их нумерация по серии – сквозная.
При всём при том всегда и везде в эссе исповедуется принцип баланса событий: и если паче чаяния при обсуждении какого-либо исторического сюжета его «активы» окажутся не подтверждёнными «пассивами» баланса цивилизационных достижений соответствующего периода истории, то такие сюжеты тут же выводятся за скобки истории, и автоматически отсылаются на анализ истинности, то есть на проведение «следственных действий».
Безусловно, в записках какого-либо иностранца среди перечня рек России увидеть знакомое с детства название – интереса, казалось бы, никакого. Как вроде бы малоинтересны и географические сведения от путешественников древности. Однако по деталям этих сведений можно узнать о многом. О том, например, что разделительной линией между Европой и Азией когда-то считался не Урал, а Дон, что такая-то река была в XV веке ещё судоходна, что Волга некогда впадала в Каспий 72 устьями, что точность угловых измерений в XVI веке не превышала порой 80 % истинных значений и много, много чего ещё.
Приводимая в литературных памятниках информация по обсуждаемой теме оказывается крайне интересной при её сопоставлении с древними картами, результатами археологических раскопов, с расчётами скорости оборота товаров и т. д. А при анализе древних армейских операций данные о ландшафте и климате мест сражений вообще незаменимы! Так же как и при обсуждении:
• путей транспортировки полезных ископаемых до мест их передела,
• продолжительности занятий трудом или чтения в зимнее время,
• урожайности зерновых и прочих агрокультур и т. д.
Верблюды в Новгороде, крокодилы под Варшавой, медведи под Москвой, обезьяны в домах москвичей, соболь на Клязьме, тигры со львами в низовьях Волги… не говоря уже о драконах и необычных альбиносах. Много чего интересного можно встретить на страницах древних книг. Но как понять – где вымысел, а где действительность?
Землетрясения, смерчи, длительные периоды дождей и циклопических масштабов грозы, необычно холодные зимы и знойные периоды, смена климата… Знать об этом значит иметь возможность понять причины экономических кризисов, голода, эпидемий, изменений демографической ситуации; кроме того, эти знания позволяют понять мотивы переселения людей, а также истоки затей предков со строительными работами. Более того. Столь вроде бы нейтральные вопросы описания природы и климата иногда совсем неожиданно выводят на аргументы против устоявшихся исторических постулатов.
Начнём с «драконологии».
Альбиносы и драконы во Вьетнаме
Сказать, что Хроника государства Вьет полнится описаниями сцен драконов, нежившихся на тёплых камушках, или их красочными полётами в небе – это не сказать ничего! Но те драконы были все добрыми, никого не обижали. А сколько иных диковинных зверушек в Древнем Вьетнаме обитало!