В тот год резко обрушилась экономика страны. С нашей работой в строительстве стало туго. Остановилось строительство начатых объектов, не решались строиться, уже готовые к этому, коммерсы. На горизонте не стало видно ни одного перспективного заказчика. Люди притаились и ждали, что будет дальше.
Это год, когда прошла Олимпиада в Сочи, началась война на Донбассе, и было принято решение строить Крымский мост. Деньги со скоростью ветра исчезали в черной дыре государства. Волновались не только бедные, но и богатые. Люди с деньгами переживали даже больше бедняков.
Вот в такой непростой ситуации Вася решил брать первый в жизни кредит. Работы не было всю зиму и весну, приближалось лето. Финансовые запасы давно исчерпались, и пополнить их было неоткуда. У него дома были жена и двое детей. Всем непременно хотелось есть.
За прошедший год Вася, как ипэшник, отчитался перед налоговой, с довольно неплохим результатом. По документам его годовой доход был равен 800 тысяч. Это были только те деньги, которые прошли через расчетный счет. Естественно была еще и неучтенная наличка. Но на то она и наличка, чтобы не отражаться в декларации.
Василий собрал чемодан, уложил в него ксерокопии и оригиналы документов. Декларация, отчеты, справки о доходах, инн, паспорт, свидетельство ОГРН и тому подобное. Чемодан вышел довольно объемистый. Вася сел в машину, перекрестился, вздохнул, и поехал в ближайший банк. Ближайшим оказался"А-банк".
Будущий заемщик припарковался у входа в банк и твердым шагом направился в распахнутые двери своего падения с небес на землю. Зашел, оглянулся. К нему моментально припорхнула бабочка. Это была молоденькая девушка с короткой стрижкой. Одета она была в форменную одежду банка. На груди красовался бейджик с именем "Света, кредитный специалист А-банка".
– Здравствуйте. Чем я могу вам помочь, – Девушка так нескромно улыбнулась, что можно было подумать, что она жрица любви, и предлагает Васе провести с ней одну ночь наедине.
– Эээ, – Только и смог вымолвить в ответ Василий.
– Проходите вот сюда, как вас зовут, – она любезно отодвинула стул. Вася сел. Поставил черный кожаный чемодан на землю и открыл рот:
– Меня зовут Василий, а вас зовут Света? – блеснул наблюдательностью Вася и преданно взглянул в лицо бабочки. Ему очень хотелось получить хоть сколько-нибудь денег.
– Да, меня зовут Света, – почему-то продолжая играть роль жрицы, сказала бабочка, – Чем вам помочь?
– Я хотел взять кредит, – Васе стало стыдно произносить эту фразу, словно он собирался не кредит брать, а просил в долг у соседки на бутылку.
– Хорошо, давайте ваши документы Василий, – Бабочка стала чуть серьезней.
Вася один за другим передавал ей документы, которые она просила.
– На какую сумму вы рассчитываете? – улыбалась кредитный специалист.
"Чему она так рада?" – смутился Вася. Он думал про себя, что ей ответить. Сидя дома он не раз проигрывал в голове эту сценку в банке. Дома у него получалось отменно руководить всем процессом. Вопрос ? его блестящий ответ, еще вопрос – еще один его ответ. Своими ответами он приводил в восторг всех своих собеседников. Те ахали от удивления и растерянно улыбались, не находясь со словами. Находчивость и остроумие били фонтаном. Домашняя репетиция шла как по маслу. Он был доволен, что так хорошо подготовился.
Теперь же сидя в большом светлом помещении, с бегающими, назад и вперед, специалистами и гражданами, он был уже не так уверен в себе. Остроумие улетучилось, находчивость сжалась в комок и не подавала признаков жизни. Света улыбалась, и по-дружески смотрела Васе в глаза, ожидая его ответа.
Глава 2
Вася озвучивает сумму кредита
Вася напряженно размышлял. В голове его бегали стаи цифр и возникали картины будущих покупок. От предвкушения сытой жизни рот наполнился сахарной слюной. Сердце торжественно трепыхалось в его груди, предчувствуя праздник. Света терпеливо ожидала его ответа. Мышцы на ее лице натужно натянулись.
У Василия была старая "БМВ", с которой он постоянно ездил в автосервис, и загонял почти все свои доходы на ее ремонт. Он очень любил эту немецкую машину с просторным бежевым салоном и кузовом из натуральной толстой стали. Но Вася устал лить деньги в пустоту и подумывал сменить автомобиль.
Наш строитель задумывал взять кредит, продать "БМВ", и на полученные деньги купить себе новый автомобиль. Все друзья давно советовали это сделать.
– Продай Бэху и купи себе Акцента хотя бы. Не будешь постоянно в автосервисы кататься. И на бензине сэкономишь и на запчастях, – говорили Васины знакомые.
Вася хмуро кивал головой, молча соглашаясь со всеми словами знакомых. Он понимал, что пора уже это сделать. Окончательное решение пришло к нему одним февральским утром. Он проснулся и понял, что нужно идти в банк. Денег нет, на бензин нет, ремонтировать машину он устал. Он рывком выпрыгнул из-под одеяла и быстро оделся. В душе его стояла твердая решимость.
Осталось только купить сигарет и можно рвануть по банкам. Пособирав по всем углам мелочь, Вася наскреб на пачку сигарет, и лицо его просветлело, ведь не зря пел Виктор Цой в своей легендарной песне: "Но если есть в кармане пачка сигарет, значит всё не так уж плохо на сегодняшний день".
Теперь же он сидел в банке, и все эти воспоминания пронеслись в мозгу за доли секунды. Все холодные расчеты и умозаключения боролись в его голове с горячими желаниями быстрых и больших денег. По пути в банк он оперировал несколькими цифрами. Нижний порог кредита должен был составлять 200 тысяч, а желаемый доходил до 400 тысяч. Больше он просить не хотел, потому что слишком большую сумму могли со стопроцентной вероятностью забанить, и он бы ушел с пустыми руками. Маленькую сумму брать было по его понятиям не солидно и незачем. Это же банк, а не "Быстроденьги".
Надо было что-то отвечать, и Вася с небольшой задержкой вымолвил:
– Я хотел бы 300 тысяч у вас взять,– при этом он подбоченился, и принял независимый вид, чтобы никто не заподозрил его реального бедственного положения. Нужно было создать впечатление уверенного и стабильно зарабатывающего мужчины.
Одет был Василий солидно. Не в смокинге с бабочкой, но всё же приятно и довольно модно. Его черный кожаный чемодан лишь подчеркивал высокое положение его хозяина. Только размышляя, Вася выпускал в эфир, вместе с мыслями, свою настоящую бедность. Но, к счастью, в банке не было людей читающих мысли, и Василий заставил вести себя при любом исходе дела достойно.
Света уже не улыбалась и стучала по клавиатуре, забивая параметры кредита в компьютер. Цифра "300 000" из головы Светы, по пальцам, ушла во всемирную сеть. Светка выпрямилась и снова флиртуя, объявила: