В Санкт-Петербурге в ясный солнечный день 11 мая 1900 года под раскаты торжественного салюта в 31 выстрел со стапеля верфи «Новое адмиралтейство» был спущен новый крейсер Российского Императорского флота. Из Рапорта строителя крейсера К. М. Токаревского следовало:
«Сего числа в 11 часов 15 минут в присутствии ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ И ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Генерал-Адмирала и Великого Князя Алексея Александровича крейсер 1-го ранга ″Аврора″ благополучно спущен на воду, причем перегиби и течи не оказалось.
Спуску «Авроры» на воду предшествовало не менее радостное и торжественное событие – закладка корабля. Суть этого ритуала сводилась к тому, что в киль корабля, между 60 и 61 шпангоутами, вложили так называемую закладную дощечку из серебра размером 128 х 99 мм с изображением крейсера, краткими данными корабля и перечнем фамилий лиц, принимавших участие в церемонии.
«Аврора» после спуска 11 мая 1900 г.
Обязательным ритуалом как при закладке, так и при спуске кораблей являлся молебен, совершавшийся священнослужителями Морского министерства.
Следует отметить, что первые днищевые конструкции будущего крейсера на стапеле установили 7 сентября 1896 года, однако официальная закладка «Авроры» состоялась 23 мая 1897 года, одновременно с закладкой её «систер-шипов» – крейсерами «Паллада» и «Диана» на верфи «Галерный островок».
Весной 1900 года готовность корпуса составляла 78 %, паровых котлов –61 % и главных паровых машин – 82 %. Полным ходом шли монтажные работы по системам – водоотливной, пожарной и другим. Подготовкой к спуску крейсера на воду руководил 43-летний корабельный инженер, младший судостроитель Константин Михайлович Токаревский (1857–1904 гг.), сменивший 10 октября 1898 года корабельного инженера Э. Р. де Грофе.
Из-за большой длины корабля к эллингу достроили временный навес, который, однако, закрыл корпус не полностью, и форштевень с гербом был виден ещё при подходе к заводской проходной на Галерной улице.
До «Авроры» в деревянном эллинге «Нового адмиралтейства» был заложен и 20 мая 1894 года спущен на воду эскадренный броненосец «Сисой Великий». После строительства крейсера «Аврора» стапель послужил местом рождения транспорта-мастерской «Камчатка», заложенного 8 сентября 1901 года. Затем, после страшного пожара на верфи «Галерный островок», деревянный эллинг в конце 1902 года был разобран. Сегодня памятная доска о постройке «Авроры» установлена рядом с действительным местом рождения крейсера, на каменном эллинге, в котором также 11 мая перед спуском «Авроры» состоялась закладка эскадренного броненосца «Бородино».
10 мая в 14 часов прошла репетиция торжеств, а в 17 часов на Неве заняли свои места определенные для присутствия корабли и суда – крейсеры 2 ранга «Азия», «Джигит», пароходы «Нева» и «Онега». Подготовительные работы к спуску начались в 5 часов утра 11 мая. Прибыл почетный караул от Гвардейского экипажа со знаменем и духовым оркестром, а также выделенные матросы и благонадежные рабочие для обеспечения порядка. Торжественный молебен, возможно, совершался в Николо-Богоявленском Морском соборе.
Одной из важнейших подготовительных спусковых работ была проверка подводной части стапеля. Подводный фундамент стапеля, его порог, при спуске корабля, в момент всплытия кормы, испытывал значительное давление, иногда приводившее к разрушению стапеля и носовых полозьев в районе форштевня, поэтому изнутри носовую часть «Авроры» подкрепили распорными брусьями. Для сохранения прямолинейности движения корпуса при спуске перо руля фиксировалось креплением.
Спуск производился на двух полозьях, установленных на верхней поверхности фундамента, смазанной слоем насалки толщиной 12 мм, состоящей из бараньего или говяжьего сала и зеленого мыла.
После освящения и окропления корабля святой водой строителем подавались команды, по которым:
– «блоки вон» – рабочие быстро разбирали стапельные блоки;
– «убрать упорные стрелы» – убирали сначала кормовые, затем носовые и за 2–3 часа до спуска – средние дубовые брусья, предотвращающие преждевременный спуск;
– «рубить задержники» – перерубали носовые пеньковые канаты, удерживающие полозья за врытые в землю сваи. Полозья скользили по насаленной поверхности и вместе с кораблем сходили в воду.
В момент начала движения на пяти корабельных флагштоках поочередно поднимались флаги – Андреевский, Адмиралтейский, императорский Штандарт, флаг генерал-адмирала и гюйс. Вдоль бортов движущегося корабля выстраивался почетный караул из матросов и офицеров во главе с командиром. В церемонии участвовал и достраивающийся эскадренный броненосец «Ослябя». Сброшенные на «чистой воде» спусковые адмиралтейские якоря сдерживали бег «Авроры». Заводские рабочие на лодках старались успеть собрать уплывающие по течению куски насалки.