Айны – «Народ сей почитаю лучшим…». С. В. Горбунов
Айны – кто они? Этот вопрос задавал себе каждый из европейцев, кто сталкивался с этим народом, открывая и осваивая просторы Восточной Азии, начиная с 16 века. Их называли «волосатыми людьми», «бородачами Тихого океана», «мохнатым народом» «потомками одного из колен израилевых». Тысячелетиями они занимали огромные пространства Дальнего Востока – Приамурье, Приморье, Сахалин, Японские и Курильские острова, а также юг Камчатки. Следы их найдены и в Сибири, откуда они ещё в эпоху древнекаменного века – палеолита – пришли на наши острова. Автору летом 2019 года довелось найти керамику культуры дзёмон на Северном Байкале. Конечно, предстоит ещё немало поработать, чтобы версия Сибирской прародины айнов дополнилась новыми артефактами, стала очевидной и принятой учёным миром, но будем надеяться, что это дело недалёкого будущего.
Народ этот тихий, кроткий, добрый, богобоязненный… Вот как описывает айнов первый русский кругосветный мореплаватель И. Ф. Крузенштерн: «Ни громкого разговора, ни неумеренного смеха, а ещё менее спора не приметили мы вовсе… Скромность их чрезвычайна; они никогда ничего не требуют и не просят, даже и даваемое им принимают сумняся, действительно ли это для них назначено… Такие подлинно редкие качества, коими обязаны они не возвышенному образованию, но одной только природе, возбудило во мне то чувствование, что я народ сей почитаю лучшим из всех прочих, которые мне известны»>1.
Именно доброта и кротость айнов и тот факт, что «Айну Мосири» – «земля айнов», по крайней мере, на протяжении последнего тысячелетия, была ареной территориальных притязаний и захватнических войн соседних народов, сначала монголов и японцев, затем русских. Последние два века они находились между молотом и наковальней – их земли переходили то к России, то к Японии. Политические и территориальные амбиции двух великих стран отражались на судьбе уникального коренного народа.
В 1945 году «отец народов» Иосиф Сталин, которого можно по праву считать основателем островной Сахалинской области, планировал создание Айнской республики. Вполне возможно, что в её состав, по замыслам вождя, помимо Восточного Хоккайдо должны были войти и Сахалин с Курилами, но союзники – американцы помешали реализации этого проекта. Будь он реализован, ни россияне, ни японцы, не знали бы «проблемы северных территорий», а много веков притесняемые соседними народами айны, могли бы обрести свою государственность на своих исконных землях.
Современные, так называемые «этнографические айны» жили на Сахалине с 13 века до начала 1950‑х годов. В конце 1940‑х годов вместе с японским населением Сахалина и Курил проходила и репатриация айнов, как подданных Японии. Однако около 100 айнов осталось на Сахалине и теперь их потомки живут как на наших островах, так и на других территориях бывшего Советского Союза. Кроме того, на Сахалине живут многие представители коренных народов – нивхов, ороков, нанайцев и ульчей, а также корейцев, японцев, русских и даже поляков, которые являются потомками айнов, появившимися на свет в результате смешанных межнациональных браков айнов с соседними народами. Их точное количество определить сложно, но по некоторым подсчётам их численность может достигать 2‑х тысяч человек. Многие из них считают себя айнами. Однако айны долгое время являлись не признанной в России нацией, в советское время даже 20 лет существовал запрет на публикации об айнах в СССР. Японское правительство официально признало айнов лишь в 2008 году. Лидер камчатских айнов Алексей Накамура не раз обращался и к Президенту России и к губернатору Камчатки о признании айнов, но лишь 11 декабря 2018 года после обращения к Президенту России председателя Совета по правам человека Андрея Бабушкина Владимир Путин согласился признать айнов коренным малочисленным народом России>2. «Большие народы должны защищать народы малые» – эта фраза защитника прав айнов А. В. Бабушкина через интернет облетела весь мир. От имени айнов Сахалина в Государственную Думу РФ с просьбой признать их коренным народом островного региона обратилась председатель общины «Тайгнанд» Ирина Грудова>3. Член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин стал почетным членом общины айну. Благодарность за помощь народу он получил от лидера камчатских айнов Алексея Накамуры 1 апреля 2019 года.
На встрече обсудили отличие языков айнов Сахалина, Курильских островов и Хоккайдо, создание учебника языка курильских айнов, доступ айнов к традиционному рыболовству на Камчатке и необходимость государственной поддержки народа>4. Все эти события послужили началом Айнского Возрождения в России. В двух ведущих этнографических музеях страны – Кунсткамере и Российском этнографическом музее – к концу 2019 года открылись выставки, посвящённые культуре айнов. Не остался в стороне и Сахалин, один из островов Айну Мосири, на котором айны жили с древнейших времён.
А. Бабушкин и А. Накамура. 1.4.2019.
[email protected] [email protected]
3 декабря 2019 года в Тымовском музее на Сахалине состоялось учредительное собрание Айнского центра. Это общественная организация при музее, которая считает своей задачей изучение и сохранение богатейшего наследия айнов. В выставочном зале музея была развёрнута выставка, экспонатами которой по праву мог бы гордиться любой музей. Они сделаны руками талантливой мастерицы Инны Щетининой, которая считает себя потомком древних айнов. Чарующие завитки айнских орнаментов на вышивках Инны Щетининой завораживают и, как будто скрывают от нас глубокий философский смысл, в котором заключена вся «любовь и радость Бытия». Инна прекрасно владеет техникой национальной айнской вышивки. Глубокий интерес к айнской культуре у неё сохранился, видимо, на генетическом уровне, хотя среди её предков есть и кочевники – джунгары, и сибирские казаки, и, конечно, русские. Она закончила Петербургский колледж декоративно – прикладного искусства, училась в Институте технологии и дизайна, много путешествовала по миру – посетила Марокко, Испанию, Италию, Финляндию, Швецию, Киргизию, Францию, Украину, Узбекистан, Латвию, в настоящее время живёт в Казахстане, где нам и довелось познакомиться с художницей. Инна глубоко интересуется культурой и искусством айнов, пытается вникнуть в самую суть того, что скрывают завитки великолепных и красочных узоров, переносит древние узоры на современные изделия, например, простые хозяйственные сумочки. Так древнее искусство одного из древнейших народов Азии возрождается, обретает вторую жизнь и живёт, полное ещё не зримых семян, которые дадут новые всходы творчества, новые ростки Красоты.