Анатолий Музис - Колымские повести

Колымские повести
Название: Колымские повести
Автор:
Жанры: Книги о приключениях | Книги о путешествиях
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Колымские повести"

Трилогия. Группа геологов работает с буровым станком на вездеходе ГАЗ-71 в районе Колымской низменности, стараясь успеть пока на озерах держится лед. А затем, сплавляются на резиновых лодках по реке Седедеме. О работе, быте геологов и охоте, и, особенно, о взаимоотношениях между людьми, эти рассказы. Читайте! Был бы очень благодарен за комментарий. Фото на обложку взято из личной коллекции автора.

Бесплатно читать онлайн Колымские повести



ТРИЛОГИЯ

(ИЗ РАССКАЗОВ ГЕОЛОГА)




1985 г

ВПЕРЕД, СЛАВЯНЕ!



ГЛАВА 1


Нюкжин стоял на берегу Ясачной и заворожено смотрел, как под ногами шевелилось, кряхтело, с шорохом терлось о землю белое шершавое чудовище, похожее на гигантскую змею.

Оно настырно ползло вверх по реке, что уже само по себе казалось противоестественным.

Весна на северных широтах еще не набрала силу. Вокруг Зырянки лежал снег, а с гор порывами налетал по-зимнему холодный ветер. Но солнце грело. Речной лед четыре дня назад стал серым, ноздреватым. Позавчера появились трещины и полыньи. А сегодня грязно-серое поле вдруг пришло в движение и медленно двинулось вниз по Колыме, раскалываясь на отдельные куски.

Но у Средне-Колымска лед еще не тронулся. Он, как плоти-на, поднимал уровень воды, загоняя ее в притоки. И вот, Нюкжин стоит и смотрит, как льдины на Ясачной движутся вспять!

Да, да! В самом прямом смысле – против течения! Нюкжин тревожно поглядывал на отметки водомера. До бровки террасы оставалось не более полутора метров.



Ледоход


Жуткое белое крошево шевелилось под ногами, как живое существо.

«Плохо!.. – думал он. – Очень плохо! Еще чуть-чуть и зальет поселок. Тогда не улететь, а бурить на болотах можно только пока земля мерзлая…».

Однако вылететь Нюкжин не мог уже неделю. Буровой станок поступил без комплекта труб.

Мастер в запое. И нет вертолета.

Хозяйственники разводили руками.

– Кто же знал?

Начальник экспедиции уклонялся.

– Трубы? Это дело хозяйственников.

Лишь Донилин обнадежил:

– Я достану!

Буровой мастер не объяснил, где и как он собирался достать злополучные трубы. Сказал только, что нужно «маленько погодить». И вот – пиковая ситуация! Зырянку со дня на день затопит. А труб нет. И Донилина нет. К слову сказать, нет и вертолета.

Нюкжин поежился и поднял молнию куртки на цигейковом подкладе. Посмотрел туда, за Ясачную. Хребет Черского сахарной грядой выделялся на горизонте в прозрачном чистом весеннем воздухе. Он обнадеживал: не горюй, болота отойдут не так скоро…

Кто-то тронул Нюкжина за локоть.

– Иван Васильевич! Вас начальник ищет!

Нюкжин обернулся. Перед ним стоял молоденький шофер с экспедиционной базы.

– Где он?

– Там, в «Юбилейный» зашел.

Продуктовый магазин «Юбилейный» располагался на площади между берегом Ясачной и поселковым клубом «Новатор», украшенном тяжелыми колоннами. Площадь не имела твердого покрытия. В дожди здесь блестели здоровенные лужи, в сушь ветер гнал тучи пыли. Но сейчас она выглядела чисто, солнечно, празднично.

«Если Сер-Сер зашел в „Юбилейный“, то ничего срочного», -невесело думал Нюкжин, пересекая солнечный прямоугольник площади.

Встречаться с Фокиным ему не хотелось. Тот опять будет уклоняться от прямых вопросов, выказывая показное сочувствие. «Сер-Сер» для Нюкжина означало не только удобное сокращение имени-отчества бывшего однокурсника. Оно противостояло внешне показной внушительной наружности, как бы говоря: «серый ты, серый». Так он называл Фокина, когда тот еще ходил в начальниках партии, хотя геологом слыл средним. Когда же Фокин вдруг стал начальником экспедиции (наверху виднее, кого назначать!), заглазное прозвище закрепилось за ним прочно и стало всеобщим.

Фокин дожидался их в машине, юрком «ГАЗ-67», по прозвищу «козел». Он спокойно смотрел, как Нюкжин приближается к машине, не проявляя признаков нетерпения. Лишь, когда сели, сказал шоферу:

– На базу!

Разговаривать с рабочими и младшими геологами лаконично, подчас строго, Фокина вынуждала полевая обстановка. Вырываясь «на природу» некоторые забывали, что они все же на работе. Но, что говорить, склонностью к администрированию он грешил. Только с начальниками геологических подразделений Фокин обращался ПО-СВОЙСКИ: мол, мы все из одной кучи! И сейчас, лишь машина взяла с места, Сер-Сер повернулся к Нюкжину и доверительно, как лучшему другу, сообщил:

– Через два часа будет борт. Попутный. Райкомовцы летят. Донилин достал трубы. Уже грузит на машину.

Где и как достал злополучные трубы буровой мастер, Фокин не объяснил. И не надо! Важно, что достал!

В груди Нюкжина разом возникло напряжение, толкнулось в сердце, заставило биться учащенно. Взгляд стал сосредоточенным.

Оцепенение ожидания сгинуло, мысль работала с опережением.

– Но Долинину нужен помощник…

Да, они оба видели, как самолет, на котором летел помощник бурмастера, уже висел над ледовым аэродромом Зырянки, но его «завернули» и он ушел обратно в Якутск. А казалось, ничего не изменилось. Накануне самолет садился на точно такой же лед. Но порядок в авиации жесткий. Если авиационная инспекция закрыла аэродром, то и не помышляй! Самим следовало поторопиться. А теперь, что делать?

– Скажешь Кочемасову, что он на месяц командируется в твой отряд.

Нюкжин в волнении потер указательным пальцем подбородок.

– А он согласится?

– Согласится! – уверенно сказал Сер-Сер. – Что ты, Кочемасова не знаешь?

Моторист экспедиции Иннокентий Кочемасов находился в Средне – Колымске. С вездеходчиком Виталием Мериповым они готовили зимовавшую там машину к выезду. Передавая его на месяц в отряд, Фокин по сути делал Нюкжину подарок.

Кочемасов действительно славился покладистым характером.

Ни от какой работы не отказывался, распоряжения начальника не обсуждал. И работал отменно. Так что пока все складывалось как нельзя лучше: и вертолет, и буровой комплект, и Кочемасов…

И Нюкжин подумал, что у Сер-Сера все-таки есть талант руководителя. При случае, он мог организовать работу оперативно и толково.

– Так что получишь карабин, рацию и на лесной аэродром, – словно издалека доносились до него наставления Фокина.

Они заехали на базу, потом в контору, потом на склад и, наконец, выехали за поселок.

«Лесной аэродром» представлял собой широкую просеку, которой пользовались, когда площадка на ледяном поле выходила из строя, а песчаные косы заливала вода. Со временем предполагалось построить здесь стационарную бетонированную полосу, способную принимать самолеты типа «ИЛ-14». Но пока отсюда взлетали только вертолеты и маленькие «АН-2», да и то, если земля сухая.

Когда они подъехали, грузовая машина уже стояла у кромки леса, поодаль от вертолета. Донилин сидел в кабине шофера и курил. Выглядел буровой мастер довольно помято. Рыжеватые вихры всклокочены, лицо, даже сквозь заросль ржавой щетины, казалось одутловатым.

Увидев начальство, он вылез и отрапортовал:

– Имущество загружено!

От него разило винным перегаром.

– Ты бы, Адамыч, побрился, – морщась, сказал Фокин. – И не дыши в лицо. С тобой без закуски говорить невозможно.

Донилин замялся, загасил сигарету и полез в зелено-красный салон вертолета.

– По сути, выгнать его надо. Только с кем работать будешь?

Но Нюкжин отметил, что, несмотря на непрезентабельный вид, Донилин малый расторопный.


С этой книгой читают
Сборник содержит занимательные рассказы о геологах в таежной заполярной Якутии, их быте в полевых условиях и приключениях; фантастический рассказ; фронтовую и историческую хронику; случаи на охоте и рыбалке. Фотографии взяты из коллекции автора и из свободно доступных в интернете
Я сначала не понял, что за карта была у меня в руках. Потом подумал, что это карта отца, каким-то образом оказавшаяся у врача – он тоже был частым гостем в Боткинской, там же его и не стало прямо у меня на руках. Но это было несколько лет назад. Даже не несколько, а довольно прилично. И вдруг я понял, чья это была карта и почему человек на каталке показался мне знакомым – это был мой дядька, мой любимый дядька, родной младший брат отца. У обоих и
Эти истории я слышал от отца еще в юности. Отец у меня фронтовик, был тяжело ранен и много времени провел в медсанбатах и госпиталях. Наверняка он там и услышал эту историю. Две из них запомнилась мне настолько, что я решил написать о них, хотя в памяти моей сохранился только сюжет и несколько коронных фраз…Фото взяты из личной коллекции автора и из свободно размещенных в интернете .
Студентка геологического факультете приезжает на геологическую практику на Алтай. Она попадает в небольшой, но дружный коллектив во главе с опытным руководителем. Начинается полевой сезон. Отряд работает, меняя стоянки и совершая маршруты, используя лошадей. Но как странно складываются отношения героев рассказа в процессе работы…Все фото взяты из коллекции автора и из размещенных в интернете со свободным доступом и разрешением для использования.
«Никогда ещё прежде русская литература не испытывала такого содрогания от омерзения, а русский язык не был так опорочен, как в момент издания отвратительной книжонки „Билет в Ад по цене гамбургера“ псевдописателя Кукушкина!» – сказал очень известный литературный критик, который заплатил, чтобы его имя не упоминалось, когда ему для рецензирования предоставили экземпляр первой части данной книги.Насколько Кукушкин оправдает возложенную на него анаф
В романе начинающего мастера увлекательной интриги сюжет закручен так лихо, что читатель едва успевает перевести дух. Редкое сочетание сложности и простоты, иронии и высокого чувства, знание исторических реалий и современной жизни органично переплетаются в причудливую ткань повествования.
Когда с плеча рубишь канаты и прямо с Соборной площади Кремля взмываешь в небо на воздушном шаре, глупо думать о том, когда и где приземлишься и останешься ли живым. Да он об этом и не думал. Он вообще никогда и ни при каких обстоятельствах не думал о подобных мелочах. Он жил, просто жил…Граф Федор Толстой про прозвищу Американец – картежный шулер и герой Бородина, знаток французских вин и потребитель русской водки, скандалист с пудовым кулаком и
Удачно подобранное ДОБРОЕ СЛОВО СТИХА – и вы сможете восстановить былую дружбу, на что уже и не надеялись! Попробуйте и убедитесь! Благодаря стихам, которые вы перетасуете по своему вкусу, став невольным соавтором – сможете реанимировать хоть на время былые чувства любимого человека! Главное – верить, что любовь можно вернуть! Благодаря хвалебным одам, люди даже получают повышение по службе, ведь никому, даже большим начальникам, не претит лесть,
Непредсказуемая северная природа, породившая множество сказок и легенд, не одно столетие вдохновляет авторов различных жанров.Они создают стихи, объединенные одной идеей – воплощение прекрасного, вдохновленного самой жизнью и любыми ее проявлениями. Об этом – наш сборник… О вечном, о жизни, о смерти, о красоте и уродстве, о незыблемом и проходящем… Добро пожаловать в мир нашего литературного проекта! Приятного прочтения!(Авторы)
Финляндия – страна людей, находящих радости в малом. Они могут казаться вам северными холодными отшельниками, которые держатся обособленно и не лезут в чужие дела. Но при этом их будут называть самой счастливой нацией в мире.Здесь все особенное: менталитет, природа, искусство, архитектура, история, спорт и даже кухня. В этой книге собраны личные наблюдения из поездок, необычные малоизвестные факты и важные исторические события из жизни маленькой
Не ждите чуда – чудите сами. Наверное, именно это было моим девизом, когда я предложила бизнесмену исполнить новогоднее желание его сына. Но, честно, голубые глазки этого ангелочка меня очаровали с первой секунды. И я про сына сейчас говорю, а не про бизнесмена. Этот нахал мне совсем не понравился. И вообще блондинчики не в моем вкусе. Даже настолько сексуальные экземпляры.
“Тебе нужен муж”, — говорили они! Но зачем мне муж? Править в своём королевстве всё равно буду я! “Веди себя прилично, а то женихов распугаешь”, — говорили они! Вот ещё глупости! Зачем мне муж, который будет бояться потомственную некромантку? “Тебе нужен ребёнок”, — говорили они, — “иначе погибнет Мир”, — шептали они. Ну так, чтобы родить, мне не нужен муж! Или я чего-то не знаю? И вот пока я пыталась во всем разобраться, они разослали приглашени