Вместо предисловия
Хроники неонацистов: героизация нацизма как оружие информационной войны
Гедрюс Грабаускас, журналист, председатель Социалистического Народного фронта Литвы
Огромная волна продвижения неонацизма в XXI веке удивила многих людей. Когда люди издалека смотрели на украинский Майдан, им казалось, что это нечто временное и случайное. Увы, волна неонацизма двигалась, бандеровцы воцарились на Украине, их коллеги – в Прибалтике, а похожий гибридный альянс неонацистов и крайних либералов устроил мятеж в Белоруссии в 2020 году. Вся эта волна неонацизма и привела к спецоперации на Украине, которая стала вынужденной мерой в ответ на спровоцированную НАТО агрессию против объявивших независимость Луганской и Донецкой республик. Тут важная деталь: сейчас Киевскую хунту активно поддерживают главари профашистских режимов в Прибалтике, оттуда на Украину идёт поток оружия и едут наёмники. Туда едут и советники – такие как ученик Д.Шарпа Аудрюс Буткявичюс из Литвы, архитектор кровавых событий января 1991 года в Вильнюсе. Как такие вихри неонацизма связаны с исторической памятью и сферой культуры? Связь очень близкая: путь сохранения культуры, исторической памяти и духовного наследия приводит к истокам: к советскому прошлому и к евразийству. Попытки же переписать историю и грубая фальсификация истории – это один из основных методов деструктивных сил по подрыву нормальной ситуации в обществе.
Более того, за этим стоят конкретные центры влияния на Западе. Именно там идет разработка схем фальсификации истории и героизации нацизма. Надо признать, что фальсификацией истории на Западе занимаются профессионалы: как Виктор Суворов (настоящая фамилия – Резун), Марк Солонин и другие их коллеги. В свое время этим занимался и Григорий Климов (настоящая фамилия – Калмыков), который долгое время сотрудничал с ЦРУ. Важно подчеркнуть, что героизация нацизма продвигается огромными темпами. У самых границ России и Белоруссии давно ведется героизация нацизма, особенно на Украине и в Прибалтике. Этим занимаются не только ученые и связанные с властями пропагандисты, но и военные. Скажем в Литве – это Департамент стратегической коммуникации (ДСК) литовской армии. Военные открыто прославляет нацистских преступников – Йонаса Норейку, Юозаса Крикштапониса, Юозаса Виткуса и других. Кроме того, они проводят кампании клеветы и жесткого давления против активных антифашистов – литовских историков, журналистов и общественных деятелей, которые выступают за историческую правду. В Литве такой группой военных руководит полковник Ауксе Усене из ДСК литовской армии. Дальше в преследование включаются прокуроры и ДГБ. Вот несколько примеров.
Лидер организации «Титов и справедливость» Вячеслав Титов летом 2018 г. открыто заявил, что некрасиво получается, когда идет прославление палачей, и привел примеры: назвал фамилию Адолфаса Раманаускаса-Ванагаса. За это против него было заведено уголовное дело, был судебный процесс. Титова осудили и назначили штраф в размере 10.000 евро.
Журналист Гедрюс Шарканас писал статьи о Холокосте. За это против него завели уголовное дело, долго судили и назначили наказание – 3 месяца лишения свободы. С 19 марта 2021 г. по 19 июня того же года Г.Шарканас провел в тюрьме.
Еврейский активист, историк Хаим Баргман писал статьи о Холокосте, а кроме того, давал комментарии для СМИ России в 2015–2020 гг. Его три раза задерживали опергруппы спецслужб. Они открыто угрожали пожилому историку. Х.Баргман получал угрозы и от неонацистов.
Журналист и историк Гедрюс Грабаускас писал статьи о палачах – участниках Холокоста, а также давал комментарии по этой тематике ТВ каналам России. В октябре 2013 г. на него было заведено уголовное дело. Проводились допросы, но в августе 2014 года это уголовное дело все-таки было прекращено. В апреле 2019 г. Генеральная прокуратура Литвы завела уголовное дело в отношении Грабаускаса за комментарий для ТВ России об участниках Холокоста, а также за статьи о тех палачах. Проведен обыск, изъят компьютер, телефоны, личные записи. Началось грубое нарушение законов – открытые угрозы, попытки незаконно проникнуть в квартиру антифашиста, закрытие банковских счетов. В октябре 2020 г. Г.Грабаускас был вынужден покинуть Литву. Всего в 2012–2020 гг. в отношении него было заведено 5 уголовных дел.
Вообще в современной Литве фальсификация истории и героизация нацизма стали уже обычным явлением. В Литве уже существует настоящий культ нацистских преступников. Прославляют жестоких палачей – таких как Йонас Норейка, Йонас Жемайтис, Юозас Крикштапонис, Антанас Балтусис, Повилас Плехавичюс и многих других карателей. Культ нацистских преступников создавался постепенно, этот процесс начался вскоре после 11 марта 1990 г. В последнее время уже появился ряд интересных книг о нацистских преступниках и их преступлениях, в которых одновременно идет их прославление. Но пока не хватает настоящих открытых исследований, кроме того, не хватает и широкого анализа таких опасных процессов, как героизация нацизма и разжигание ксенофобии в Литве. К чему приводят такие опасные процессы? Мы видим это на примере Украины, где ситуация стала настолько угрожающей, что пришлось принимать особые меры: начать спецоперацию против открытого возрождения фашизма, с целью демилитаризации и денацификации и противодействия агрессии НАТО в Луганской и Донецкой республиках.
На чем держится историческая концепция правящего крайне правого литовского режима? Держится на 3 китах, на героизации нескольких групп:
1. Проводится героизация главарей профашистского режима Сметоны (этот режим правил Литвой с декабря 1926 г. по июнь 1940 г.). Антанас Сметона и его соратники пришли к власти после военного фашистского переворота 17 декабря 1926 г.
2. Ведется героизация палачей, которые вместе с немецкими оккупантами в периоде 1941–1944 гг. участвовали в Холокосте и других нацистских преступлениях. Эти каратели действовали не только на территории Литвы, но и в Белоруссии, и на Украине.
3. Еще одна категория «героев» – лидеры литовского «Саюдиса», который в период 1988–1990 гг. привел Литву к выходу из СССР. А заодно и героизация жертв январских событий 1991 года в Литве, когда группа боевиков, обученных советниками из ЦРУ, стреляли в людей с крыш жилых домов, в результате чего погибли 14 человек. В этом обвинили советских военных, хотя для этого нет никакой доказательной базы.