Глава 1. От границы до стен Москвы
Очень много в последнее время проводится дискуссий на тему – почему война с гитлеровской Германией для нашей страны началась так тяжело? Почему нападение врага стало внезапным? Куда смотрела наша разведка? О чем думало наше руководство? В результате тщательного анализа множества исторических документов и литературных источников, можно сделать обоснованный вывод о том, что руководство нашей страны знало о готовящемся нападении агрессора, но ожидало его не летом 1941 г., а в 1942 г. Причины этого ошибочного мнения были разные. Во-первых, гитлеровцы сами неоднократно переносили начало вторжения в СССР, во-вторых, их генштаб разработал и провел мощную дезинформационную кампанию о мнимой высадке на Британские острова летом 1941 г., в-третьих, руководство СССР опасалось спровоцировать германское вторжение ускорением подготовки к войне и выдвижением наших войск к западным границам.
Рис. 1.1. Направления главных ударов согласно плана «Барбаросса»
Главным фактором, укрепившим руководство СССР в мнении о начале войны в 1942 г. было то обстоятельство, что гитлеровцы не готовились к зимней войне в 1941 г., о чем постоянно докладывала наша разведка. Это действительно было так – авантюризм германского плана вторжения «Барбаросса», утвержденного Гитлером 18 декабря 1940 г., заключался в том, чтобы «… в быстротечной кампании до осени 1941 г. разгромить Советский Союз и выйти на линию Волга – Архангельск». Гитлер, подражая Наполеону, разделил свои войска на три ударные группы армий «Север», «Центр» и «Юг» (см. рис. 1.1). Более того, он даже приказал своим генералам детально изучить и скопировать в своих планах маршруты движения наполеоновских войск вглубь России. Однако, влияние зимы на наполеоновскую армию он не учел.
Рис. 1.2. Немецкий пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87»
Соотношение сил перед вторжением вражеских полчищ было следующим. К 22 июня 1941 г. от Баренцева до Черного моря, т. е. на протяжении четырех с половиной тысяч километров по фронту и до 400 километров в глубину, были рассредоточены 170 советских дивизий. В общей сложности приграничные округа и флоты насчитывали 2,7 миллиона человек, около 1500 новых средних и тяжелых танков Т-35 и КВ, более 1500 самолетов современных типов. Кроме этого, было много самолетов устаревших образцов и старых легких танков. Части и соединения, однако, в основном содержались по штатам мирного времени и имели строгие приказы не поддаваться на провокации. А вплотную к западным границам гитлеровская Германия подтянула свои основные силы. Изготовились и ее сателлиты – Финляндия, Румыния и Венгрия. Всего 190 дивизий, из них 153 немецкие. Гитлеровские полчища, выставленные против нас, насчитывали 5,5 миллионов солдат и офицеров, около 5000 самолетов, 4300 танков. Они примерно в два раза превосходили наши войска приграничных округов. Агрессоры, заблаговременно готовившие нападение, на ряде участков создали еще большее превосходство – в 3–4 раза, а там, где они спланировали главные удары, оно было подавляющим. Немецкие войска имели и разнообразный боевой опыт – от сокрушения Франции до захвата Греции и Югославии.
Около 4 часов утра 22 июня 1941 г., после варварской бомбардировки мирных городов и артиллерийских обстрелов приграничных гарнизонов, без объявления войны, гитлеровские полчища хлынули мутным потоком на просторы нашей Родины, сея смерть и разрушение. Не все наши войска были застигнуты внезапно. Например, Черноморский флот встретил вражеские самолеты мощным заградительным огнем и не потерял ни одного корабля от их бомбардировок, а будущий главный маршал авиации А. А. Новиков, командуя авиацией Ленинградского военного округа, перевел ее заблаговременно на тыловые аэродромы подальше от границы, и также избежал потерь. Несмотря на первоначальные успехи, гитлеровские генералы уже с первых дней войны убедились в стойкости наших армии и флота. Начальник гитлеровского генштаба Гальдер в своем дневнике отмечал 27 июня: «… русское командование на Украине (следует отдать ему должное) действует хорошо и энергично». «Блицкриг» (молниеносная война) не заладился с первых дней и с каждым новым днем приносил агрессору новые разочарования. Благодарные потомки должны навеки запомнить героические страницы обороны Брестской крепости, Киева, Ленинграда, Витебска, Смоленска, Одессы, Севастополя, победы наших войск под Ельней и Мурманском (см. рис. 1.3). Благодаря героическому и самоотверженному подвигу наших бойцов и командиров, дравшихся с оголтелым врагом, рабочих и крестьян, снабжающих фронт всем необходимым, железнодорожников, перевозивших драгоценные грузы под бомбежками и обстрелами, удалось остановить железный поток гитлеровских дивизий у стен Москвы, измотать их в тяжелых боях, обескровить ударные вражеские группировки и перейти в контрнаступление.
Рис. 1.3. Сражения начального периода Великой Отечественной Войны
5 декабря 1941 г. войска Калининского фронта (генерал-полковник И. С. Конев), а 6 декабря – войска Западного фронта (генерал армии Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронтов (маршал С. К. Тимошенко) обрушились на клещи немцев, на их ударные группировки севернее и южнее Москвы. Наступление советских войск развернулось в полосе 1000 километров, от Калинина (Тверь) до Ельца (см. рис. 1.4).