Игорь Заманский - Крупицы

Крупицы
Название: Крупицы
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Крупицы"

Игорь Заманский, чью книгу вы держите в руках, член Союза писателей России, хотя по своей основной профессии он экономист. Настоящая книга состоит из кратких воспоминаний, эссе и рассказов, некоторые из которых уже знакомы читателям. Автор отличается собственным взглядом на известные всем события и взаимоотношения. Особый интерес и улыбку у читателя вызовет офористичность автора, чьи краткие изречения впервые собраны в этой книге.

Бесплатно читать онлайн Крупицы



© И. Г. Заманский, текст, 2023

© Издательство «Наш мир», оформление, 2023

Раздел 1

Никакой

Я родился в Замоскворечье

Я родился в Замоскворечье, детство провёл в Лефортово; юность – на Соколе; зрелость – на Водном Стадионе; итоги – на Мосфильмовской. А если учесть, что мои бабушка и дедушка имели свой дом в Алексеевской слободе, можно считать, что я – коренной москвич.

Родился я в мае 1941-го года. Отец только закончил Военно-политическое училище имени Ленина (ныне Военная гуманитарная академия) и был направлен на службу в Белоруссию. Началась война и в первые же её дни его не стало. Меня он так и не увидел.

После возвращения из эвакуации мы жили уже в Лефортово. Как и Замоскворечье, это тоже старинный московский район со своей архитектурой, образом жизни и послевоенной шпаной. Наш большой, но всего лишь трехэтажный дом располагался на Красноказарменной улице в самом ее начале возле Дворцового моста, что над рекой Яузой. Дом был старый, странный по композиции и с какими-то непонятными «аппендиксами». Проникнуть на территорию этого дома и его многочисленных дворов постороннему человеку было затруднительно, поскольку в этом доме находились службы Академии бронетанковых войск им. И. В. Сталина. Вход на эту обширную территорию охраняли солдаты и пройти можно было только по академическому пропуску. Как солдаты различали нас, детишек, не пуская пацанов из других близ лежащих домов остаётся для меня загадкой до сих пор.

Бронетанковая академия располагалась в бывшем Екатерининском дворце в Лефортово, на Первом Краснокурсантском проезде. Перед революцией это здание занимало Алексеевское военное училище. Понятно, что Краснокурсантским проезд стал после того, как из дворца были вышиблены юнкера.

В те послевоенные годы очень многие учреждения имели ведомственную принадлежность. Особенно это было характерно для военных организаций, которые после победного мая 1945 года были в особом фаворе. У них были собственные не только детские сады, но и магазины, поликлиники, больницы, здравницы на курортах и многое другое. Это относилось и к Бронетанковой Академии, в которой мама стала работать будучи еще в эвакуации в Ташкенте.

Семьи сотрудников и военнослушателей Академии имели возможность отдавать своих детей в принадлежащие ей детские сады и пионерлагеря, которые располагались в ближнем Подмосковье (нынешний район Кунцево и на озере Сенеж под Солнечногорском) или направлять их на отдых в Крым (Алушта), где Академия имела собственные базы отдыха и для детей, и для их родителей. Это было очень удобно и для тех, и для других, потому что иногда родители забирали своих детей из пионерлагеря на весь день. И это было громадным удовольствием и для малых, и для больших. Они вместе проводили целый день у моря, и дети вдоволь насыщались местными фруктами и общением с родителями. Хотя здесь уместно сказать о том, что жизнь в пионерлагерях в те времена была настолько наполнена различными мероприятиями, что скучать о родителях не приходилось. Ну если только чуть-чуть. Тут были и спортивные соревнования между отрядами, и художественная самодеятельность, и работа различных кружков по интересам, и военная игра, и походы. Всего и не упомнишь.

Мои воспоминания начинаются с яслей, хотя кто-то утверждает, что это невозможно. Но я отлично помню эти ясли на Волочаевской улице с их окнами, заклеенными бумажными полосками крест-накрест. Это был еще 1943 год. Может быть 44-й. Помню большую игровую комнату, в которой находилась маленькая деревянная горка наподобие тех, что сейчас стоят практически на всех московских детских площадках, только теперь они, конечно, побольше уже и позамысловатее. Помню всякие прививочные уколы, которые мне делала медсестра в этих яслях. Даже комнату этой медсестры помню!

И детский сад свой я тоже отлично помню. Он находился на улице 9-й Роты. Что это за «Девятая Рота», я тогда, конечно, не знал. И только много лет спустя мне стало известно, что это место было Солдатской слободой, где, в частности, располагалась Девятая рота Преображенского полка.

Детский сад был замечательный: большой, просторный, с громадной угловой тёплой верандой, в которой находилась спальня. В этой светлой комнате с окнами в две стены мы спали днём. Но, если мне не изменяет память, этот сад был «шестидневкой». Туда нас привозил академический автобус. Он отъезжал от Академии в понедельник утром и возвращался в пятницу к вечеру. Родители в эти дни нас провожали и встречали.

Кормежка в детском саду была просто замечательной. Сейчас мне не очень верят, когда я рассказываю, что кроме ненавистной ложки «рыбьего жира» нам давали (и довольно часто!) чёрную икру. Между тем, многие дети относились к ней примерно также, как и к «рыбьему жиру». Ведь это был не сладкий, а соленый продукт. Мне же икра понравилась сразу. И прекрасно помню, как с удовольствием подъедал ее за всеми, перекладывая икру с их хлебных ломтиков на свой.

Это был зимний детский сад. А летний и пионерлагерь располагались в Кунцево на высоком берегу реки Москва. Замечательное, красивое место! Сейчас на этом месте за высоким частокольным забором располагается Дом творчества художников (наш бывший пионерлагерь), а над ними детская горнолыжная база ЦСКА (наш бывший детсад), на которой я совсем еще недавно катался по выходным дням.

У Академии был еще один пионерлагерь, на озере Сенеж. Он тоже был замечательным, поскольку кроме красивого озера там имелся учебный танкодром Академии, и нас иногда катали на танках, хотя даже полазить по ним было громадным удовольствием. И не только для мальчишек, но и для девчонок тоже. Там же я научился плавать благодаря замечательному нашему лагерному физкультурнику, имя которой я помню до сих пор: Мария Исааковна.

Как я уже упомянул, в здании Екатерининского дворца располагалось Алексеевское военное училище, а в нашем доме Алексеевские казармы. В основном корпусе к описываемому времени располагалось офицерское общежитие военнослушателей Академии, а в «аппендиксах» различные службы. В одном из них были устроены квартиры для «вольнонаемных». В квартире номер 41 проживали мы: мама, ее супруг (то есть мой отчим), мой старший брат и я. Вообще, назвать квартирой то помещение, где мы жили, сегодня трудно. Это была семнадцати – или восемнадцатиметровая комната без всякий удобств. Коридорная система с кухней (семь кв. метров) на пять семей.

Ребячья жизнь проходила либо во дворе, либо в парке. Во дворе мы играли в футбол, в «пристеночку», в «расшибаловку», в «козла» (не в доминошного!) и другие многочисленные мальчишечьи игры. В одном из дворов нашего дома располагался большой дровяной склад Академии – настоящее раздолье для мальчишек! Там мы устраивали военные игры, сооружали, так называемые, штабы, где мы прятались от родителей и иногда тайно покуривали.


С этой книгой читают
Книга без интриги, немного странная… Книга-притча, наполненная символами и аллегориями. Книга, похожая на жизнь. Ведь в жизни тоже нет сюжетов, а всё разворачивается по какому-то не нами придуманному сценарию. И если вдуматься – тут нет мелочей, а каждый день драгоценный и неповторимый. Главный герой – Фокусник. Он не работает в цирке, его любимое развлечение – гулять по городу и загадывать людям свои непостижимые загадки. Ещё он считает, что неб
Мы все мечтаем. Один жаждет стать премьер-министром, другой хочет продавать машины в автосалоне, третий с удовольствием бродил бы по тайге, изучал уссурийских тигров. Воплотить свои грезы трудно, но заниматься нелюбимым делом еще тяжелей. И нет ничего хуже, чем выбраться из лап рутины, обрести свою мечту, а затем в мгновение ока потерять ее. Господи, дай сил тем, кто попал в такой оборот. Книга написана за месяц до отставки премьера. В книге испо
Что такое любовь? – ты часто меня об этом спрашиваешь. Любовь – это воздух, вода, солнечный свет, это улыбка близкого или незнакомца, это распустившийся и ароматный цветок, сочный плод дерева, это кошка, играющая с котёнком, это кофе в дождливый день, телефонный звонок, которого так долго ждала, это смс о том, что все хорошо, это маленькая ручка, которая сжимает твой палец, долгожданное предложение от кого-то особенного, это книга, с которой засы
Давние подруги Юля и Алина собираются вдвоем поехать отдыхать в Сочи. Чем закончится их поездка? Большой любовью или ссорой?
На орбитальной станции «Парус-9» живут сто детей и двадцать взрослых. Все они – участники Миссии, хранители самого ценного, что осталось от планеты Земля. Однажды с двенадцатилетним мальчиком, назвавшим себя в честь Сергея Королева, происходит странное событие, которое заставляет его заглянуть в прошлое. Там он и его друзья обнаруживают нечто, что навсегда изменит их жизнь и ход истории человечества. «Где ты» – фантастический рассказ, посвященный
XXII век. Человечество осваивает земную орбиту и начинает эксплуатацию лунных недр.
Вся наша жизнь похожа на детектив, но иногда этот детектив становится чьей-то жизнью и его второй личиной. Каждый встреченный вами человек может оказаться официальным или неофициальным сотрудником спецслужб и всякая улыбка, адресованная вам, является всего лишь одной из семидесяти двух в каталоге разведчика и одной из тринадцати в каталоге контрразведчика, в каждой складке их одежды спрятаны звуко или видеозаписывающая аппаратура, а ваш голос и и
Вспоминать былое иногда довольно мучительно, хотя и полезно. В награду за услугу, оказанную Яром, Ника рассказывает о своём прошлом. Отдел общественной безопасности, каратели и ликвидаторы, клыкастые твари, режущие людей на улицах, банда вампиров-неоязычников, планирующая теракт – работы полно, однако с верным напарником-человеком и море по колено, а коллеги пускай болтают, что хотят. Вот только точка невозврата всё ближе… Как отношения смертного