Вероника Семёнова – доктор наук, частный практикующий психолог работает с депрессией, тревогой, скорбью, проблемами межличностных отношений, а также психологическими состояниями, вызванными потерей близких, вынужденной адаптацией к жизни с хроническими и другими тяжелыми заболеваниями, страхом смерти и старения. Она является членом Американской ассоциации психологов, Международного почетного сообщества психологов Psi Chi и Английской Ассоциации психотерапии.
Доктор Семёнова – автор книги «Как пережить утрату и справиться со скорбью: Полезные советы из области когнитивно-поведенческой терапии».
Дополнительную информацию можно найти на сайте по адресу www.vsemenova.com.
На свете есть немало книг о скорби и о том, как пережить уход близкого, однако каждая потеря уникальна. Множество факторов влияют на то, как человек переживает свое горе – это и возраст, и религиозное воспитание, и культурные традиции, в которых вырос человек. Сила скорби зависит от существующих на момент смерти расстройств, и от того, была ли смерть ожидаема или внезапна. Переживание потери зависит от предыдущего опыта утрат и от стиля привязанности, и, конечно, не стоит забывать, что очень важную роль играет фактор межличностных отношений. Не меньшее значение имеет личность скорбящего и отношения, связывавшие его с покойным. Непроработанные в ходе этих отношений эмоции, конфликты, подавленные чувства и недосказанные слова – все они проявляются в скорби и тяжелым грузом ложатся на скорбящего человека, зачастую осложняя восстановление.
В «Ликах скорби» я делюсь историями из своей психотерапевтической практики, объясняю, как скорбь может быть преждевременной, бесправной или патологической, и разбираю распространенные мифы на эту тему. Истории, приведенные в этой книге, свидетельствуют об огромной работе, которую пришлось проделать их героям, чтобы справиться с чувством вины, самобичеванием и болью потери.
В книге вы также найдете практические советы о том, как помочь себе или близкому вам скорбящему человеку, как разговаривать с детьми о смерти и скорби, и каких слов избегать в разговоре со скорбящим человеком. Эта книга будет полезна всем, кто переживает тяжелую утрату, а также тем, кто хочет поддержать родных в беде.
Глава 1. Потери в нашей жизни
«Глубокая боль, переживаемая при смерти каждой дружеской души, возникает из ощущения того, что в каждом человеке есть что-то невыразимое и характерное лишь для него одного, и что с его смертью оно абсолютно и невозвратно потеряно».
Артур Шопенгауэр (1788—1860)
В жизни каждого из нас наступает момент, когда умирает близкий человек – супруг, родитель, ребенок, брат, сестра или друг. Некоторые впервые сталкиваются со смертью в детстве, когда умирает один из пожилых родственников, а другие узнают, что это такое, гораздо позже, уже в зрелом возрасте. Особенно трагичны ранние потери, когда ребенок теряет одного из родителей. Всё это результат того, что смерть, как и рождение, неизбежна для всех живых существ.
Многие из нас помнят, когда впервые услышали слово «смерть»: когда подобрали мертвое насекомое, когда умер домашний питомец, когда родители собирались на похороны пожилого родственника. Эти события вызывают в детях острое любопытство. Они видят, как плачут взрослые, как горюют их родители, наблюдают за приготовлениями к похоронам. Родители при этом часто стремятся утешить ребенка словами вроде «Не волнуйся, дедушка просто глубоко заснул, а его душа летит на небо». Детям рассказывают разнообразные истории про вечную жизнь, встречу на небесах, возрождение или воскрешение. Полагаю, вы и сами слышали некоторые из этих объяснений.
Позже ребенок узнает, что смерть не имеет ничего общего с «глубоким сном», но к этому времени его ум охвачен тревогой и страхом. Более того, в результате подобных объяснений, некоторые дети боятся засыпать, а их родители не могут понять, в чем дело. Если бы вам рассказали, что смерть похожа на сон, было бы непросто уснуть, не беспокоясь о возможности умереть.
Я обращаюсь ко всем родителям, которым необходимо объяснить смерть в семье своим маленьким детям: пожалуйста, не скрывайте от них правду. Дети способны справиться со знанием о смерти. Степень их понимания может быть очень разной в зависимости от возраста и развития, но правда лучше, чем любая из историй, которые традиционно принято рассказывать в таких случаях.
Связь между сном и смертью действительно существует. Издавна считается, что сон и сопровождающая его потеря осознанности являются «репетицией смерти», происходящей с нами каждую ночь. Неслучайно в греческой мифологии Танатос (смерть) и Гипнос (сон) – братья-близнецы.
Так или иначе, в какой-то момент ребенок перестает верить в мифы о смерти. Обычно это происходит в подростковом возрасте, когда молодые люди осознают, что они и их близкие смертны. Потеря веры в сказки ведет за собой первый экзистенциальный кризис: окончание детства и начало отрочества, когда подростки зачастую начинают вести себя враждебно. Первая потеря оставляет очень глубокий след, и даже если она происходит очень рано в жизни, последствия реакций на неё (услышанные слова, которыми обменивались в то время взрослые, или увиденные ритуалы) определяют то, как человек будет переживать будущие потери и справляться с ними.
В главе «Скорбь у детей» я описываю то, как дети видят и понимают смерть на разных стадиях развития, и почему столь важно быть с ними откровенными и разговаривать о смерти и потере так, чтобы это было понятно ребенку, но не порождало мифов, страхов и тревог.
Независимо от того, когда происходит следующая потеря, и насколько близкими были отношения с покойным, скорбь – естественная реакция на утрату. К реакции горя невозможно подготовиться. Невозможно научиться справляться с ней до тех пор, пока это чувство не овладеет вами, принеся с собой печаль, гнев на судьбу, отчаяние и острое ощущение одиночества. Гнев со временем проходит – мы учимся жить с нашей потерей, и наступает время, когда она уже не причиняет такую боль, как раньше – но почему же не исчезает тоска? Почему нам по-прежнему больно каждый раз, когда приближается день рождения или годовщина смерти нашего близкого человека, и почему перебор фотографий и писем вызывает такую боль на сердце? Если скорбь – естественная реакция на потерю, то сколь длительной она должна быть в норме?