Писать книгу о любви – такое же неблагодарное занятие, как и писать книгу о смирении. Сразу могут спросить: «А ты что, самый смиренный?» «А ты что, самый любящий?»
Конечно нет. Моя семья скажет, что я не самый любящий человек. Мои друзья подтвердят это. Моя церковь, вздохнув, признает это. Однако я пишу эту книгу не как альпинист, который забрался на вершину горы и кричит другим: «Эй, смотрите, где я! Поднимайтесь ко мне!» Я пишу эту книгу как пилигрим, который увидел вершину издалека и, оборачиваясь к идущим рядом с ним пилигримам, говорит: «Эй, смотрите, где вершина! Давайте пойдем туда вместе!»
Слово Божье, Библия, предоставляет нам весьма точную и надежную дорожную карту, ведущую к самой высокой горе на духовном горизонте. К Эвересту духовного мира. К вершине под названием «Любовь». Давайте внимательно посмотрим на карту Божьего Слова, чтобы увидеть, каким путем предлагает нам идти Господь.
За основу мы возьмем один из ключевых библейских текстов на тему любви – 13-ю главу Первого послания к коринфянам. В этом тексте мы найдем настоятельный призыв достигать любви, а также подробное описание того, как выглядит та любовь, которой требуется достигать. Изучая каждое из качеств любви, найденных в этом тексте, мы постараемся увидеть, что оно означает, в чем проявляется, как выглядит в семье и какое значение имеет для Церкви. Да поможет нам Бог вникать в Его Слово и применять к себе все, чему Он нас будет учить!
Абсолютная необходимость любви (1 Кор. 13:1-3)
Коринфскую церковь часто воспринимают как хрестоматийный пример проблемной общины. Однако, хотя она действительно была не лишена своей доли проблем, это далеко не полная картина. На самом деле в этой церкви было много хорошего. Она обладала множеством замечательных преимуществ, которые сделали бы ей честь на фоне многих современных общин.
Если присмотреться повнимательнее, у коринфской церкви было все, что мы обычно ценим и хотим видеть в церкви. Они были призваны Христом. Апостол Павел обращается к ним как к «призванным святым» (1 Кор. 1:2). Это означает, что в этой церкви было достаточное количество возрожденных людей. Она не была духовно мертвой, номинальной.
Христиане Коринфа имели «благодать Божью, дарованную [им] во Христе Иисусе» (1:4). Значит, Бог не отвернулся от них. Среди них было действие Божье. Эта церковь не была безблагодатной. Господь посылал им милость и совершал среди них Свой труд.
Они были богаты «всяким словом и всяким познанием» (1:5). Это подразумевает, что в церкви коринфян звучали не пустые проповеди. Они были богаты всяким словом – Слово Божье звучало во множестве библейских наставлений и поучений. Они не были полными невеждами в богословии, напротив, они были богаты всяким познанием Божьей истины.
У них не было «недостатка ни в каком даровании» (1:7). Их церковь не была бесталанной. Господь дал им все, что было нужно для служения. Мы читаем в этом послании, что у них были даже чудесные дары – говорение на иных языках, пророчества, по-видимому, у них были также дары чудотворения и исцеления (ср. 12 гл.).
Они ожидали явления Христова (1:7). Следовательно, их церковь не была спящей. Они не забыли о возвращении Своего Господина. Коринфяне смотрели в будущее и ожидали Второго пришествия. Они жили надеждой на возвращение Христа и установление Его Царства.
Таким образом, если бы мы с вами посмотрели на их служение, мы были бы весьма впечатлены. Мы бы увидели активную церковь с множеством впечатляющих даров и служений. У них было все то, что мы ценим и ожидаем увидеть в своей общине. Казалось бы, чего еще можно желать? Однако им не хватало чего-то, без чего и дела, и дары, и знания уже ничего не значили. Им не хватало любви. Без любви все перечисленные выше преимущества не имели большого значения в глазах Христа, который когда-то сказал Своим последователям: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). Ключевой признак, который отличает учеников Христа от граждан мира сего, – это не точность богословских знаний, не обилие впечатляющих даров, не фанфары массовых евангелизаций и литавры праздничных собраний. Ключевой признак, отличающий учеников Христа, – это любовь. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
В результате недостатка любви в коринфской церкви возникали разделения, на которые ссылается Павел в этом же послании: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: “Я Павлов”, а другой: “Я Аполлосов”, – то не плотские ли вы?» (1 Кор. 3:3-4). «Зависть, споры и разногласия» – это следствие того, что верующие в данной общине жили не по велению Духа Святого, а по прихотям своей плоти. Это свидетельствовало о слабости любви, которая противоположна зависти, спорам и разногласиям.
Любопытно, что апостол Павел не хвалит эту церковь за то, что хотя бы некоторые из них были «Павловы». Напротив, он порицает ее за то, что они умудрялись даже святых людей, преданных тружеников Божьих – Павла и Аполлоса – использовать для ссор и разделений. Действительно, нашей плоти не так уж важно, по какому поводу ссориться и разделяться. Если любви не хватает, то повод для взаимного отвержения найдется всегда.
Именно этой церкви, которая так остро нуждалась в любви, апостол Павел пишет одно из самых известных и впечатляющих наставлений – знаменитую 13-ю главу Первого послания к коринфянам, изучению которой посвящена данная книга. И начинается эта глава с заявления об абсолютной необходимости любви.
Я намеренно употребил слово «необходимость», поскольку библейское требование о любви невозможно обойти стороной. Для христиан оно самым буквальным образом необходимо. Не обходимо. Библия говорит: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4:8). Путь следования за Христом непременно ведет к вершине любви. Нельзя проложить другую дорогу или проторить иную тропу. Не существует ни объезда, ни обходного пути. Нет никакого альтернативного курса. Если вы стали христианином, то вы непременно должны проявлять любовь. И если вы ученик Христа, но в вас не видно любви, то выход только один: учиться любить. Итак, давайте прочтем первые три стиха 13-й главы Первого послания коринфянам, где говорится об абсолютной необходимости любви:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:1-3).