В самом общем смысле креативность – это умение отступать от стандартных идей, нарушать сложившиеся правила и разрывать шаблоны. Такое умение нужно в ситуациях, когда старые идеи, правила и шаблоны не помогают, а то и мешают достичь успеха.
Стандартность идей заключается в наличии их связи с готовым образцом, по которому идея и выдвигается. Такие идеи хороши в спокойной, стабильной обстановке, когда не требуется вносить в эту обстановку резких изменений. Напротив, изменения даже вредят, ибо появляющиеся с ними вместе риски влекут за собой возможность провала выбранной линии поведения.
Правила принимаются коллективами для того, чтобы иметь возможность контролировать ход «игры» и строго отсекать выпадение за круг дозволенного. В стабильной, а лучше регулярно повторяющейся ситуации, скажем поход в магазин, следование правилам сокращает время и помогает максимально быстро добиться результата.
Шаблоны дают возможность поступать так, как делали много раз ранее, ибо имеется заготовка для принятия решений. Опять-таки в условиях стабильности шаблоны, накладываемые на ситуацию, показывают привычный способ их разрешения. Имеющиеся заготовки помогают сократить число усилий при достижении нужного результата.
В ситуациях, утративших стабильность, вышедших из-под контроля и не имеющих готовых образцов для своего решения, стандартные идеи, правила и шаблоны перестают работать. Люди, попавшие в такие условия, нуждаются в поиске новых, нестандартных решений. Именно креативность отвечает за достижение указанной цели.
Сказанное хорошо в теории. На практике человек, столкнувшийся с необходимостью проявить креативность, вполне может спасовать и не найти нужного решения. Как же помочь такому человеку? Представленная книга раскрывает логику выработки креативных решений путём пяти шагов.
Первый шаг проясняет связи новизны с парадоксами, которые необходимо как-то «приструнить». Под этим понимается решение вопроса, нужно ли всегда устранять парадоксы, либо следует с ними поступать как-то иначе.
Второй шаг подразумевает прояснение механизмов «работы» парадоксов и их влияние на выбор выигрышной стратегии поведения. Важно выявить, насколько такая стратегия зависит от сознания, либо же необходимо учесть некоторые бессознательные моменты в поведении.
Третий шаг посвящён обнаружению связей между коллективными действиями по осмыслению ситуаций и умениям найти в них место парадоксальности. Именно это помогает выполнить особое познавательное действие, которое откроет необходимый горизонт возможностей.
Четвёртый шаг требует отчасти отступление назад, для проработки вариантов закрепления наиболее успешных линий поведения. Тем самым важно соотнести стандартные версии образования и их нестандартный путь парадоксального развития.
Пятый шаг позволит обобщить пройденный путь и обрести в итоге общую концепцию, принятие которой покажет перспективы креативных действий в условиях постоянной выработки парадоксальных в своей новизне, но чрезвычайно эффективных решений.
Новизна и боязнь парадоксов
Поиск нестандартных решений тоже требует некоторого стандарта. Необходимо, как минимум, обнаружить стартовую позицию, начав движение с которой, с высокой вероятностью успешно придёшь к финишу. Избранный путь прояснения связей между новизной идей и боязнью парадоксов способен послужить такой стартовой позицией для всего предприятия.
Интуитивно ясно, что новизна в принципе означает возможность отличия конкретного явления или процесса от ряда других, уже известных и потому старых. Тем самым понятие новизны трудностей не вызывает. Логично использовать его именно в указанном смысле.
Гораздо сложнее определиться с идеями и парадоксами. Последних вообще многие опасаются, но ведь парадоксы обязательно дают нечто отличное от имеющегося и потому новое. По каким причинам тогда нужно парадоксов бояться? Отчего именно такая эмоция, почему не радость?
Тем не менее стоит кратко отметить, что имеется в виду под идеей. В дебри философских споров и дискуссий удаляться не станем. Там можно и заблудиться. Обопремся на самое общее понимание идей. В этом плане под любой идеей подразумевают мысль, которая служит для выражения сущностей. Причём не столь существенно, каких именно: реальных, вымышленных или даже совсем иллюзорных.
Принципиально важным для определения понятия идеи является признак упомянутой мысли, связанный с побудительной ролью идей в жизни человека. Как таковые, идеи мотивируют к действиям, к проявлению инициативы и внесению творческих изменений. Связь с креативностью, точнее креативным потенциалом человеческой мысли налицо.
Сложно не увидеть скрытую тавтологию в словосочетании «новая идея». Причём тавтологию в лексическом, а не логическом плане. Получается, что «побудительные мысли» не могут быть совсем уж «старыми». Но традиция разделять новое, старое и настоящее в плане идей сохраняется. Спорить с ней не будем.
В отношении понятия парадокса следует пояснить один очень важный момент. Обычно парадоксом или «нонсенсом», то есть «бессмыслицей» называют состояние дел, само по себе возможно и имеющее место быть, знание о котором противоестественно или ненормально. Знать что-либо парадоксальным образом, значит, знать и не знать это «что-либо» одновременно. Поясним данный момент.
С одной стороны, распознаётся нечто в мире, окружающем человека, либо же в нём самом. Об этом «нечто» делается утверждение. С другой стороны, утверждение или высказывание, выражающее суждение о чём-то в парадоксальном ключе, по большей части говорит о том, что это, конечно, так, да не может того быть. Ещё бывает вариант, что полученное знание просто ни к чему, ибо нет стандартов для его применения. Между тем важен вопрос, что конкретно знают и не знают, когда утверждение считается парадоксальным?
В принципе, узнать что-либо в чём-либо, где-либо или как, значит, выделить его среди прочего, указать место и время его наличия или «имения». Причём не столь важно кто кого указывает, знает или имеет. Нечто, имеющее место, отличное от прочего или прочих и узнанное в качестве такового, знается уже особым образом. Иными словами, узнанное различили или отличили и отметили в таковом качестве.
Вместе с тем различить что-то означает провести вокруг него границы. В этих границах различённое присутствует так, как его различили и вне их оно уже не существует в том же плане. Поэтому присутствовать различённым образом – это то же самое, что быть «ограниченным», «определённым», «узнанным». Но узнать что-либо или различить нечто присутствующее, то есть существующее так, а не иначе среди прочего, есть особая операция, при которой «отличное» от чего-то другого получает своё имя, необязательно подлинное.