Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В. А. Рождественский
Мир полон загадок: необъятных глубин и недосягаемых высот. Каждая тайна творения ждет исследователя, который, словно детектив, из разрозненных крупиц складывает головоломку, ищет взаимосвязи, желая постичь закон Создателя. Человеку мало до чего возможно дотянуться, потрогать, узнать, почувствовать аромат.
Наш взор вгрызается в небесный свод к далеким и холодным звездам. Свет астры лукав, словно подмигивание роковой красавицы. Взгляд гипнотизирует, заставляет мечтать, познать и в безумии бредить о желаемом. Каждая молекула нашего тела для успокоения требует понимания.
«Ищите – и найдёте» (Евангелие от Матфея. 5:6)
Люди с древнейших времен задумывались, как неподвижные звезды влияют на жизнь человека. Старались соотнести с камнями, травами и привычными образами, которые, например, отражены в «Книге Гермеса» («Liber Hermetis Trismegisti»). Рецепты из растений описываются в египетском «папирусе Эберса» (≈1570 г. до н. э.).
Мириады огней освещают темноту ночи и вдохновляют поэтов, исследователей и любителей.
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов,
Несчётны солнца там горят,
Народы там и круг веков…
М. Ломоносов
Человечество слышит и чувствует биение неизвестных еще уголков Вселенной. Людей манят приключения будущих исследователей необъятных просторов космоса.
Мы по-своему понимаем слова из Священного Писания: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).
Мечтаем посетить новые планеты и при этом не знаем мир, который под ногами. Общество пренебрегает тем, что создает кислород, которым дышим. Главное для людей – это мифическое будущее, полное футуристических образов. Трудно не согласиться с фразой из «Геркулеса в безумье», автор которой древнеримский философ и государственный деятель Луций Анней Сенека: Non est ad astra mollis e terris via «Не гладок путь от земли к звездам». Можно оторваться к стеллам, но важно знать, что есть куда вернуться, где будет чем дышать и питаться.
Давайте посмотрим на то, что под ногами. Научимся понимать окружающую природу и не считать себя, как говорил Абуль-Ала аль-Марри: «„Я пуп земли“, – твердит гордец надменно, забыв, что он – песчинка во Вселенной».
Зеленые друзья человека живут своей жизнью, не взирая на наши успехи и неудачи в урбанизации. Цветут в нужное время, раскрывая бутоны по утрам, и дают плоды к назначенному сроку. В дарах растений содержится то, что питает людей, дает силы и здоровье.
Чем больше изучаешь растения, тем сильнее понимаешь наших предков, которые считали зеленые насаждения живыми существами, как писал историк Иван Забелин. Трава дышит, чувствует, реагирует и главное: лечит венцов творения. Трудно представить жизнь без них и удивляет пренебрежение ими.
В. П. Казначеев из института клинической и экспериментальной медицины сибирского отделения АМН СССР сказал:
«Со всей своей техникой и «химией» мы часто бываем бессильны перед длительными хроническими процессами. С детских и юношеских лет многие люди подвержены аллергии, растет заболеваемость сахарным диабетом, все шире распространяются неврозы…
Как лечить больного? На прикроватных тумбочках в стационарах у больных лежат антибиотики, сульфаниламиды, транквилизаторы – все, что в народе окрестили метким словом «химия». Она завоевала мир и утвердила свой авторитет. А вот практика его подрывает. Больные все чаще сами утверждаются, что «химия» помогает ненадолго, и отворачиваются от нее, обращаясь к опыту прошлого, веками накопленному человечеством».
Метко и главное в точку. «Химия», по сути, – статика, которая есть чужеродный элемент в мире изменчивых, мутирующих вирусов и бактерий. Паразиты становятся агрессивнее, а «химия», применяемая для борьбы с ними, только увеличивает перечень побочных эффектов. Не приведет ли любовь к «химии» к снижению терапевтического индекса препаратов, когда вред уравняется с пользой? Сможет ли выжить человек и главное – будет ли здоров от приема такого лекарства? Человечество на развилке, между «химией» и гармоничным сосуществованием с природой, но выбор придется делать.
Глава НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук будущее человечества видит в природоподобных технологиях. Нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром, Вселенной под ногами, которая кормит, дает здоровья и долголетие. Или наоборот: отнимает жизнь – растения оказывают влияние на гомеостаз популяции животных и человека, т.е. могут поддерживать определенную численность.
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу (Быт. 1:29).
Золотой афоризм Гиппократа, – «Мы есть то, что мы едим», дополним принципом, что пища приносит пользу, иначе зачем ее употреблять. Следовательно, и лечить, поддерживать силы. Даже богиня Артемида владела садом целебных и ядовитых растений.
Задача понять, как растения влияют на человека, а для этого требуется классификация, соотнесение с планетами, т.к. сей труд астрологический. Терпеливый читатель увидит подтверждения, что планеты влияют на растения и являются маркерами органов, которые лечат.
Энциклопедическую работу провел Николас Кульпепер: астролог, травник и врач XVII столетия, в «Полном травнике» (The Complete Herbal) собрав подробное описание растительного царства с астрологическими соответствиями. Видимо, за основу согласия взята доктрина сигнатур. Это учение о взаимосвязях, проявляющееся во внешнем подобии и отмеченное знаками, т.е. «сигна натурале».
Первое упоминание о сигнатурах встречается в трудах древнеиндийского астролога Брахмагупта, жившего во II веке н. э. О них писали и Гален, и Диоскорид, позже было развито алхимиком, врачом и оккультистом Парацельсом и Якобом Бёме.
Считается, что природа пометила знаками растения, указывая, что лечат травы в теле человека. Например, растения с листьями сердцевидной формы – сердечное средство; по виду напоминающие почку – при болезнях почек и т. д.
Ахиллесова пята доктрины о сигнатурах заключается в том, что каждый автор видел то, что хотел, и трактовал так же.
Возможно, читатель, знакомый с работами как Кульпепера, так и Лилли, заметил различия в квалификации по ряду растений в соответствии с планетами.
Для избежания подобных ошибок автор сего труда выдвинул гипотезы, где за основу систематизации взят порядок и семейство растений, базирующихся на современной системе APG, которая основана на генетических признаках. Идея, что не растение по форме и месту обитания связано с планетой (хотя, несомненно, взаимосвязь есть, но не является доминантом), а через принадлежность к ботаническому таксону: семейством владеет планета, а растения семейства подчиняются общему небесному телу.