Мы живем в культуре, где счастье как самое обычное состояние ума постоянно подменяется стрессом. Несмотря на ускоренное развитие технологий и все большую доступность материальных благ, итоги социальных опросов свидетельствуют: у среднестатистического современного американца в самом расцвете лет шансов впасть в депрессию в десять раз больше, чем было у наших бабушек и дедушек. Те «блага цивилизации и прогресса», которые, как считается, призваны помогать нам, экономя наше время и давая возможность расслабиться и наслаждаться жизнью, часто становятся основной причиной беспокойства и нервного срыва.
Мы, образно говоря, захлебываемся в обилии информации и оказываемся погребенными под кипами бумажной и лавиной электронной корреспонденции. Осознание того факта, что Земля истощена и ее природные ресурсы исчерпаны, ввергает в тоску и отчаяние. Привычной реакцией на такое положение становится отрицание: «Давайте займемся своим делом!», словно это – не наше.
«Беги быстрей! Работай усердней! Принимай стимуляторы! Следуй режиму! Не забывай расслабляться!»… Вот тут-то и задумаешься: расслабляться? По расписанию? Это – еще одно важное дело, которое надо уложить в плотное расписание неотложных дел?
Истина заключается в том, что мы не сможем исцелить мир до тех пор, пока сами не достигнем состояния внутреннего равновесия. Мы даже не сможем полностью реализовать свои творческие способности или испытать благословенную радость от интимных взаимоотношений, если страдаем от состояния хронической тревоги и перегрузки. В начале 1900-х годов два физиолога из Гарвардского университета, Роберт М. Йеркес и Джон Д. Додсои открыли, что небольшой стресс улучшает работоспособность, в то время как чрезмерные стрессовые нагрузки парализуют.
В 1980-е годы я возглавляла специализированную клинику по оказанию помощи пострадавшим от стресса при одном из учебных центров, осуществляющих свою деятельность на базе больницы Медицинской школы Гарвардского университета. Многие из моих клиентов работали в крупных корпорациях и очень боялись, что, научившись медитировать и расслабляться, они потеряют хватку. Впоследствии они оказались сильно удивлены, осознав, насколько возросла их работоспособность после овладения несколькими простыми упражнениями, блестяще описанными Джоэлом и Мишель Леви в этой книге.
Развивая пределы своих возможностей, мы в действительности осваиваем инструменты, которые обезопасят нас от того, чтобы «хватить через край». И в процессе этого обучения мы получаем неожиданные и бесценные наставления о природе человеческого ума и глубинных взаимосвязях, образующих сложную сеть, в которой мы живем, движемся и развиваемся. По мере того, как мы проясняем и концентрируем свой ум, наши ощущения становятся острее, творческие способности активизируются, и мы начинаем замечать, что стали вновь испытывать радость – от того, что живем. Мы начинаем заново видеть мир, возвращаем себе утраченную способность удивляться и верить в чудеса.
Все духовные лидеры давали схожие рекомендации.
Все люди чем-то похожи. Все мы хотим счастья. Дорога к нему простая – тропа, вымощенная нашими поступками, определяемыми нашими намерениями – быть добрыми и сострадательными, справедливыми, честными и порядочными. Легенда гласит: как-то один скептик попросил раввина Акиву, жившего в I веке, пересказать все учение Торы, стоя на одной ноге. Гот ответил: надо быть добрым к другим людям и не поступать с ними так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой. Учение другого учителя, Иисуса, заключается в том же самом. Нам оно известно как Золотое правило, и, хотя большинство из нас согласны с ним полностью, на практике реализовать его очень непросто. Какой для этого требуется уровень сознательности и заботы о ближнем! Со временем, когда доброта и забота о ближнем становятся второй натурой, постигается и подлинная ценность медитации. Регулярная практика приносит куда более ценные плоды, нежели только снижение тревоги, улучшение состояния здоровья и повышение работоспособности. Когда мы учимся отпускать от себя поверхностную болтовню, засоряющую наш ум, мы начинаем понимать, что наша подлинная природа, наше истинное «Я», является центром осознанности, умиротворенности и сострадания. И теперь поступки, исполненные любви и доброты, становятся отражением нашей подлинной природы, а не позерством.
Святой человек из племени Лакота по имени Черный Лось сказал: «Не может быть мира между народами, пока мы не узнаем, что такое подлинный мир в душе человека. Такой мир человек обретает, когда осознает свое единство с Вселенной и всеми ее стихиями, что в центре Вселенной находится Великий Дух, и что все есть – Его творение, что этот центр – в действительности – повсюду, внутри каждого из нас». Джоэл и Мишель вторят этому учению Черного Лося, когда напоминают нам, что «расслабление – это не „какое-то“ занятие. Расслабление – естественная реакция, которой вы просто позволяете происходить. Когда вы перестаете напрягаться – остается расслабление». Когда уходит напряженность, мы обнаруживаем, что находимся в состоянии покоя, в центре Творения с самым настоящим сочувствием со всей Вселенной. Когда я работала в клинике, я говорила своим клиентам, что они уже целостны и исцелены (это однокоренные слова, и тот же корень присутствует в английском слове «holy» – «святой»