Сергей Катканов - Механизм и организм

Механизм и организм
Название: Механизм и организм
Автор:
Жанр: Публицистика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Механизм и организм"

В чем причины русофобии? Существенно ли Россия отличается от Запада? Автор говорит: "Начиная это исследование, я и сам ещё не представлял, что Русская цивилизация не просто отличается от Западной, они строятся на принципиально непримиримых ценностях, они диаметрально противоположны по самой своей сути. Россия и Запад находятся на полюсах человеческой цивилизации".

Бесплатно читать онлайн Механизм и организм


Истоки русофобии

Западная русофобия всё нарастает и доходит теперь до почти зоологического уровня. Нового в этом явлении нет ни чего, но градус ненависти людей Запада по отношению к русским уже заставляет опасаться за их психическое здоровье. Раньше-то мы ещё пытались им что-то объяснить, дескать русские совсем не такие, как они себе представляют. Ведь было очень обидно, как и любым людям, которых осыпают незаслуженны ми оскорблениями. Теперь уже даже не обидно, потому что стало окончательно понятно – это клиника. Что либо доказывать людям, пребывающим в полной неадекватности, бесполезно, обижаться на них глупо. И, может быть, пришло наконец время спокойно поговорить об истоках и причинах западной русофобии.

Европа начала понемногу заболевать русофобией практически сразу же, как стала хоть что-то узнавать о Руси. Русь была для них сказочной, неведомой страной, сведения о ней Европа имела разрозненные и немногочисленные. Как только сведений стало больше, так тут же началось враньё. Возьмите хоть мемуары Сигизмунда Герберштейна. Конечно, Европа врала про всех, достаточно почитать, к примеру, что писал Марко Поло про Китай. Но враньё про Русь было с самого начала на удивление злобным. Так и шло несколько столетий: чем больше Европа узнавала о России, тем хуже она её понимала. Исследование русской реальности с самого начала оказалось подменено буйным мифотворчеством. Причем все мифы о России были, как один, отрицательными. Нет бы они придумали о нас что-нибудь хорошее, так нет же – только плохое. Отдельные положительные отзывы о России некоторых европейцев тонули в потоке русофобской мифологии. Друзей России не слышали, на них не обращали внимания. К XIX веку уже вполне сформировалась классическая западная русофобия. С этого века мы и начнем.

***

Николай Данилевский писал: «В моде у нас относить всё к незнанию Европы, к её невежеству относительно России… Где же бедной Европе узнать истину? Она отуманена, сбита с толку… Почему же Европа, которая всё знает от санскритского языка до ирокезских наречий, от законов движения сложных систем звезд до строения микроскопических организмов, не знает одной только России?.. Смешны эти оправдания мудрой, как змий, Европы её незнанием, наивностью и легковерием, точно будто бы об институтке дело идёт. Европа не знает, потому что не хочет знать или, лучше сказать, знает так, как знать хочет, то есть как соответствует её предвзятым мнениям, страстям, гордости, ненависти и презрению».

Написано полтора века назад, а звучит, пожалуй, ещё актуальнее, чем тогда. И мы, кажется, до сих пор не услышали Данилевского, всё пытаемся что-то объяснить, доказать Западу, хотя смысла в этом не больше, чем в логических аргументах, обращенных к истеричной женщине.

Федор Тютчев писал о нарастании европейской ненависти к русским: «В настоящую минуту этот припадок ненависти, по-видимому, дошёл до крайних пределов, он взял вверх, я не говорю уж над рассудком, но даже над чувством самосохранения». Звучит ещё более актуально, хотя Федор Иванович ещё и представить себе не мог, где находятся те «крайние пределы», до которых способна дойти западная русофобия.

Федор Достоевский как бы подводит итог этим наблюдениям: «Они ненавидят Россию так сказать натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом за всё, за всё ненавидят». Получается, что европейцы ненавидят Россию не за что-то конкретное, а совершенно иррационально, безо всякой опоры на факты.

Русский русофоб Василий Розанов в начале ХХ века писал: «Россия не содержит в себе ни какого здорового и ценного звена… Это ужасный фантом, ужасный кошмар, который давит душу всех просвещенных людей. От этого кошмара мы бежим заграницу, эмигрируем, и если соглашаемся оставить себя в России, то ради того единственного, что находимся в полной уверенности, что скоро этого фантома не будет, и его рассеем мы, и для этого рассеяния остаемся на этом проклятом месте Восточной Европы». Ужас, кошмар, фантом – очень сильные обвинения, ни какому опровержению не подлежащие. Классическая русофобская истерика. (Кстати, здесь и далее я не буду смотреть на русофобию европейцев и русофобию русских, как на два разных явления. Это одно явление. Русские ненавидят Россию лишь в том случае, если смотрят на мир глазами европейцев, то есть сами являются людьми Запада).

Очень уважаемый в России польский поэт Адам Мицкевич говорил, что «у русских глаза насекомых – блестящие, но в них нет ни чего человеческого». Попробуйте поговорить с человеком, который в тебе даже человека не видит.

Наш западник Петр Чаадаев говорил про «немоту русских лиц». Александр Дугин писал по этому поводу: « «Немота русских лиц» возникает от того, что он не находит в них чего-то, что было бы созвучно европейской истории, европейскому логосу, европейской философии. В этих лицах нет западного дискурса. А раз нет западного, делает вывод Чаадаев, то нет и ни какого». Вот и с «глазами насекомых» то же самое.

Если испытываешь к человеку органическую ненависть, если патологически, подсознательно его боишься, так уж наверное найдешь, в чем его обвинить. В русофобии так мало рационального, что и смысла нет пытаться доказывать несправедливость обвинений в адрес России. Куда интереснее, на мой взгляд, докопаться до причин русофобии.

Что они говорят? А.Дугин обобщает: «Русский человек темен и полон архаических предрассудков. Он есть воплощение варварской дикости и хаоса, и его природа мешает нам построить эффективное современное общество. Если бы нам удалось выбить из него дурь, всё бы стало на место, а так он умудряется любую модернизацию превратить в балаган и уродство. Сколько реформаторы, начиная с Петра, не старались европеизировать русского человека, он, как волк, всё равно в лес смотрит».

То есть они упрекают нас в том, что мы плохо у них учимся. Но мы могли бы и вовсе у них не учиться, нет такого закона, который нас к этому обязывает. Если же, что-то у них перенимая, мы многое всё-таки делаем по-своему, так им-то какое дело? Как хотим, так и делаем. Почему нас надо за это ненавидеть? Это же очевидная нелепость, то есть претензии, притянутые за уши. Ещё Данилевский писал: «Какова бы ни была форма правления в России, каковы бы ни были недостатки русской администрации…, до всего этого, я полагаю, ни кому дела нет, пока она не стремится навязать всего этого другим. Если всё это очень дурно, тем хуже для неё и тем лучше для её врагов и недоброжелателей».

Неадекватность, иррациональность западных претензий к России проявляется именно в их искусственности, бессмысленности. Они видят русских злобными агрессорами, склонными к насилию и тиранической форме правления, постоянно тычут нам в нос то Иваном Грозным, то Сталиным. Неужели они настолько плохо знают свою собственную историю? Да на Западе любой известный правитель куда больший тиран, чем Иван Грозный. Взять хоть Марию Кровавую, современницу Ивана, которая ведь недаром получила своё прозвище, куда более зловещее, чем у русского царя. Или вспомнить хоть о том, что за одну Варфоломеевскую ночь погибло больше людей, чем за весь период опричнины. А имея в своем послужном списке Гитлера, Муссолини и Франко, им лучше бы про Сталина нам вообще не напоминать. Сейчас страны НАТО попрекают Россию войной на Украине, хотя за последнюю четверть века НАТО развязало несколько серьёзных крупных войн.


С этой книгой читают
Постсоветский журналист попадает во времена Гражданской войны и становится белогвардейским офицером. Вполне привычная история "попаданца". Непривычно то, что герой ничего не собирается менять в прошлом ради изменения будущего. Он скорее хочет измениться сам, стать человеком другого качества.Эта книга – история путешествия через пространство собственной души.
Насколько справедливы были обвинения в адрес средневековых тамплиеров? Они действительно отрекались от Христа или, напротив, были лучшими христианами своего времени? Как тамплиерам удалось спастись и почему они оказались именно в Эфиопии? Существовало ли легендарное царство пресвитера Иоанна?Всё это вам станет известно в перерывах между сражениями. Повествование выходит за рамки современности и продолжается в последние времена. Маршал Ордена Храм
Теоретически советской власти вообще не могло быть по тем причинам, которые автор перечисляет в очерке "То, чего не может быть". Но практически она всё-таки была. Какой же она была? Об этом автор вспоминает в автобиографических заметках "Как мы жили при Брежневе". Впрочем, это не просто воспоминания, но и попытка осмысления советской реальности.
В основе "Дневника епархиального миссионера" настоящий дневник епархиального миссионера Николая Следникова, который на рубеже XIX-XX веков ездил по Вологодской епархии с целью обращения раскольников в православие. Очерк содержит уникальный исторический материал."Прилуцкий век. 1892-1992" – история вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в предреволюционный, советский и постсоветский периоды. Очерк основан как на архивных материалах, так и на свид
«Эту книгу написал рабочий, старый большевик, один из тех большевиков-ленинцев, которые строили партию снизу, из подполья. Тема книги – приключения рабочего продотряда летом 18 года, во время созданного Владимиром Ильичом похода рабочих Ленинграда и Москвы в деревню за хлебом, а также для организации деревенской бедноты против кулаков и мироедов…»
«С каждым годом наши парады физкультуры являются всё более весёлыми, яркими и богатыми. Всё более уверенно твёрд шаг молодёжи, и ярче горит в глазах её радость жить в стране, где так быстро и красиво воспитывается тело и так огненно, победоносно цветёт в нём боевой, героический дух, ежедневно выявляя себя в работе на обогащение народа, на оборону родины, против врагов, почти ежедневно сверкая смелыми подвигами на благо своей страны…»
«Когда уходит из жизни – перестаёт работать – борец за всемирное дело пролетариата, – не хочется сказать: «он умер». Чувствуешь, что неверно это. Для таких людей, как Анри Барбюс, день смерти является началом итога их работы, началом расширения и усиления её революционной значимости…»
«На протяжении многих веков «духовные вожди» буржуазии, её церковь, её школы непрерывно и красноречиво, искренно и лицемерно утверждали веру в творческие силы христианской, гуманитарной культуры ростовщиков, банкиров, фабрикантов, лавочников. Учили: веровать в бога, надеяться на лучшее будущее за гробом, любить ближнего, как самого себя…»
«Зачем я здесь сижу?В чем я пытаюсь убедиться?Я существую наяву?Или готовый в чане раствориться?»Эти вопросы волнуют многих уже долгие годы, столетия. Большинство не раз терялось в догадках и теориях. А кто же в итоге дал на них ответ? А если ответ – это выход к свету?На эти вопросы попробует ответить герой, что неподвластен времени и всеми силами ищет путь в новую жизнь. Сможет ли он найти выход, когда вокруг тишина и ничего больше…
Это удивительно, почти волшебно, как чувства становятся паутиной строк и превращаются в стихи. Теперь мы можем прочесть их и пережить ощущения по-новому. Вместе.
В мире, где воспоминания – это валюта, импульсивное решение одной звезды социальных сетей грозит все разрушить. Когда передовое приложение обещает человечеству пребывать в эйфории, заменяющий воспоминания целой жизни, наш главный герой Зара ныряет с головой в новую реальность. Но ее захватывающее приключение принимает ужасающий оборот: она оказывается в ловушке умирающего тела, мчась наперегонки со временем, чтобы исполнить последнюю волю незнако
Эдриан Рейвуд – внук того, кто начал охоту на хранителей. Я его слабость и злейший враг, которого он должен уничтожить. Хранителей истребляют один за другим, я и мой брат – те самые крупицы, которые еще живы… Как не потерять себя в этой войне, не влюбиться в врага, найти предателя и наконец-то спасти мой народ.