Дорогие слушатели аудио-пособия «Музыкальная география», меня всегда интересовал вопрос: может ли музыка помочь понять те глобальные процессы, что происходят сегодня в мире, ту специфику, что присуща культурам разных стран, цивилизаций и народов? – Безусловно, да! Ведь неслучайно обострившийся в Европе и других странах Запада интерес к этнической музыке, к традициям внеевропейских народов стал во многом определять перспективы развития музыкального творчества XXI века. Изучение различных музыкальных явлений и способов их взаимодействия, которые обнаруживают специфику «музыкальных языков» Земного шара, призвано изменить в целом наши представления о том, что такое «музыка» и что представляет собой «современная музыка». Поэтому задача каждого просвещенного человека сегодня – знать свойства музыки в планетарном масштабе, в ее историческом и географическом многообразии. Обращаясь к традиционной музыке народов мира, мы оказываемся способными оценить неповторимость музыкально-творческих способностей Человека и всего Человечества.
В XX веке, в связи с развитием звукозаписывающей техники, музыкально-этнографическая наука предоставила всем желающим возможность услышать подлинные, аутентичные музыкальные традиции народов мира, народов и стран, которые расположены далеко за пределами родной культуры. Существенно изменились при этом и сами способы исследования музыкальных явлений, поскольку музыкознание испытало сильное воздействие не только таких наук как физика, психология, информатика, но и таких, как антропология, социология, структурная лингвистика, культурология. Неоценимый вклад в дело изучения музыкальных традиций народов мира внесли наряду с музыкальной фольклористикой новые музыкальные дисциплины: сравнительное музыкознание, возникшее в Западной Европе в начале XX века, и этномузыкология или музыкальная антропология, получившая свое развитие во второй половине XX века в США.
Кажется, что сегодня уже не осталось тех мест на Земле, где бы ни побывали этномузыкологи. Собрано множество уникальных музыкальных записей и разнообразных инструментов, сделано огромное число фотоснимков и видеофильмов. Все эти материалы бережно хранятся и изучаются в крупнейших музыкальных коллекциях мира: в Национальном музее американских индейцев в Вашингтоне, в Музыкально-этнологическом отделении Музея народных искусств в Берлине, в Музее музыкальной истории Дании, в Государственном музее музыкальных инструментов и в Государственном музее этнографии, а также в Государственном фонограмм-архиве Санкт-Петербурга, во Всероссийском музыкальном объединении музыкальной культуры имени М. И. Глинки в Москве и во многих других музыкальных архивах, на радио и телевидении, в научно-исследовательских институтах, этнографических и национальных музеях.
На современной карте мира выделяются яркие очаги музыкально-традиционных культур. Их границы не всегда совпадают с границами государств или географических областей. Формируясь веками и сохраняя свое историческое своеобразие, эти музыкальные традиции образуют основу современных музыкальных практик, народных и национальных. И поскольку каждая музыкально-традиционная среда, даже, несмотря на признаки взаимодействия ее с другими музыкальными традициями, обладает собственной индивидуальностью или набором определенных только ей присущих музыкальных характеристик, то это позволяет достаточно точно отличать одну культуру от другой и видеть определенное число основных музыкальных культур, которые локализованы в разных регионах мира. Так, помимо хорошо известной нам музыкальной культуры Западной Европы, в русле которой развиваются профессионально-композиторские традиции и России, и Америки, и многих стран Востока, в мире можно выделить целый ряд других больших и весьма развитых музыкальных культур. Внеевропейские музыкальные традиции отличаются от европейских, но находятся в постоянном взаимодействии, как с культурой Западной Европой, так и друг с другом.
В предлагаемом учебном пособии представлена лишь часть наиболее самобытных музыкальных традиций мира. Это музыка американских индейцев, арабов, иранцев, турок, армян, азербайджанцев, туркмен, африканцев, индийцев, китайцев, корейцев, монгол, бирманцев. При этом следует иметь ввиду, что границы музыкальных культур, которые выделяются нами сегодня в мировом пространстве, не всегда определяются лишь своей этнической природой или только границами государств. Исторически в разных районах мира возникали также и более крупные, чем культура каждого народа культурные образования. Эти своеобразные социокультурные гиперсистемы – древние и средневековые цивилизации, музыка в которых выражала новые идеи духовного единения разных народов и государств, использовала новые музыкальные концепты и средства выражения, не совпадающие полностью с культурами народными (фольклорными) или национальными. Такие культуры цивилизационного типа возникали, как показывает история, на основе нескольких и различных этнических традиций, во взаимодействии с другими народами, странами и цивилизациями. Некоторые музыкальные цивилизации приобретали свои уникальные черты в церковной и монастырской практике, другие – в придворной и вполне светской, городской среде (порой – в достаточно элитарной). Таковыми являются сегодня, к примеру, императорские оркестры Китая, Кореи, Японии, или феномены раги в Индии и макама в мусульманских странах. Их исполнение осуществляется до сих пор без нотной записи, но требует высокого профессионализма со стороны музыкантов, демонстрировавших подобного рода мастерство много веков назад при дворах халифов, султанов, магараджей и других местных правителей.
Особенно «музыкальным» и оказавшим исторически заметное влияние на культуры соседних народов, является регион Ближнего и Среднего Востока. Этот район всегда выделялся на карте мира богатством своих музыкальных явлений и музыкального инструментария. Именно здесь возникло множество известных сегодня музыкальных инструментов, которые постоянно совершенствовались, и на основе которых расцвела, как известно, культура средневековой Западной Европы. Так, новые музыкальные традиции породила возникшая в VII в.н.э. культурная общность, которую сегодня мы обозначаем как Исламская цивилизация. Свое существование эта цивилизация фактически закончила к XVII веку, когда новаторские импульсы общего характера в области музыки стали угасать. Однако специфические музыкальные явления Исламской цивилизации, распространившиеся в местах проживания арабов, иранцев, турок, берберов, азербайджанцев, туркмен, таджиков, узбеков, казахов, проникли в Испанию, северную Индию, на северо-запад Китая – к уйгурам. Эти средневековые городские традиции исламского мира синтезировали достижения древних ближневосточных цивилизаций, но придали им совершенно неповторимые собственные черты, окрашенные при всей их общности непохожими этногенетическими признаками субрегиональных стилей.