Согласно учению под названием гедонизм, удовольствие является высшим благом и смыслом жизни. Каждый день своего существования сознательно и бессознательно человек стремится к разным удовольствиям. Однако есть множество факторов – от генов до детских психотравм и родительских посланий, – которые могут превратить удовольствие в оружие самоуничтожения.
Кто попадет в зависимость, а кто выстоит? Ни раса, ни цвет глаз, ни вероисповедание, ни достаток, ни уровень IQ, ни регион проживания никак и ни от чего вас не застрахуют. Каждый человек – индивидуальность. Его личный опыт, образование, семья и окружение влияют на то, какие способы получения удовольствия он выбирает и насколько может контролировать себя и свои желания.
Количество денег, которые вы зарабатываете, тоже не важно. И богач, и бедняк могут «попасть на крючок». Это особенно заметно на примерах публичных людей, «звезд» политики и шоу-бизнеса. Им сложнее скрывать свои пристрастия к выпивке или наркотикам. Знаменитости попадают в ситуации, связанные с употреблением психоактивных веществ, и с удовольствием рассказывают об этом в интервью. Косвенно, формируя образ красивой жизни, они втягивают в зависимость тысячи людей каждый день. Мало кто думает о том, что «звезду» за большие деньги в любой момент «подлатают» в самых крутых клиниках, а вот «подражателям», у которых нет таких возможностей, найти специалиста и избавиться от зависимости будет в разы сложнее. Это значит, что множество фанатов, копируя пагубные пристрастия своих кумиров, обрекают себя на болезни, попадают в криминальные сети, и в конце концов многих постигает смерть от передозировки.
Достаточно вбить в любой интернет-поисковик два слова: «знаменитость» и «зависимость», и вы можете ознакомиться с множеством искалеченных судеб, трагических происшествий и страшных потерь.
Появилось даже такое понятие – «Клуб 27». Членами этого «клуба» обычно считают музыкантов, чья жизнь прервалась в возрасте 27 лет. В большинстве своем это трагические смерти, связанные с употреблением разных веществ и самоубийствами на фоне острых депрессивных состояний. В «Клуб 27» входят:
• Джими Хендрикс (наркотическая зависимость);
• Дженис Джоплин (наркотическая зависимость);
• Джим Моррисон (наркотическая зависимость);
• Курт Кобейн (наркотическая зависимость);
• Эми Уайнхаус (алкогольная зависимость).
И еще более 30 музыкантов.
Один из самых известных примеров того, как зависимость может уничтожить целую семью – история легендарной певицы Уитни Хьюстон. Слава и огромные деньги, которые она зарабатывала, не помогли ей освободиться от пристрастия к кокаину. Она скончалась в возрасте 48 лет 11 февраля 2012 года в гостиничном номере отеля. Экспертиза показала, что певица являлась хронической кокаинисткой. Дочь Уитни, Бобби Кристина, ушла из жизни в 2015 году – она также была зависимой. Приемный сын Уитни Хьюстон, Ник Гордон, 1 января 2020 года умер от передозировки наркотиками в квартире друзей, с которыми встречал Новый год.
Как же мы попадаем в ситуацию, когда вся жизнь подчинена удовольствию? Почему люди употребляют наркотики, алкоголь и другие психоактивные вещества, даже зная, что это путь в никуда? И к чему приводят зависимости, которые не лечат? Сейчас расскажу.
В 1954 году исследователь-американец Джеймс Олдс и канадский нейробиолог и психофизиолог Питер Милнер провели эксперимент, в результате которого был открыт так называемый Центр удовольствия. Этим термином обозначают ряд структур головного мозга, стимулирование которых приводит к чувству наслаждения.
В чем же состоял эксперимент?
Подопытными были крысы, к головам которых подключили электроды, а в свободном доступе оставили специальную кнопку. Нажимая на нее самостоятельно, крыса активировала аппарат, который посылал ей в мозг электрический импульс, стимулируя лимбическую систему.
Теперь скажу проще, используя термины зависимых: животные давили на кнопку и кайфовали. Просто так. Достаточно нажать – и наступает удовольствие.
Эту закономерность крысы вычислили достаточно быстро. При этом в нажатии их никто не ограничивал. Давишь – кайфуешь, давишь – кайфуешь. Так они стали стимулировать себя до семисот раз в час. Итог: еда, вода, секс, доминирование – все ушло на задний план, стало неважным. Крысы, давя на кнопку, доводили себя до полного истощения и смерти. Сколько бы ни повторялся эксперимент, они умирали.
А теперь переключимся на людей.
Дофамин играет роль стимулирующего нейромедиатора, способствующего повышению двигательной активности, уменьшению двигательной заторможенности и скованности, снижению гипертонуса мышц. Дофамин у человека регулирует чувствительность рецепторов к эндорфинам – белковым структурам, которые отвечают за обезболивание и удовольствие.
На самом деле схема работы этого вещества очень сложная, у меня нет цели прочитать вам курс по нейробиологии, я хочу, чтобы вы поняли главное: дофамин вырабатывается во время положительного события. То есть для одного человека это будет, например, вкусный ужин, для другого – возможность поваляться на диване и посмотреть любимый сериал, третий кайфует, когда его никто не трогает, и большинство людей получают удовольствие от занятий сексом с любимыми.
Говоря немедицинским языком, дофамин отвечает за мотивацию, запоминание приятного события и предвкушение.
9. Когда наш мозг получает сигнал об удовольствии, он «записывает» это действие как правильное, и мы начинаем стремиться к его повторению. Так можно попасть в бесконечный круг – дофаминовую петлю.
9. Да, крысы Олдса и Милнера умирали, попав в такую ловушку.
9. В нее можете попасть и вы.
9. Человек – совершенно уникальное существо: он может впасть в зависимость практически от всего, что приносит удовольствие. Фактически самостоятельно включить механизмы, которые приводят к социальной деградации. Химические зависимости уничтожают быстрее, нехимические (поведенческие) медленнее.
Оказавшись в заложниках у кайфа, человеку важно не только и не столько достижение цели, сколько сам процесс погони за удовольствием. Переключиться становится невозможно, все мысли, все действия, образ жизни – человек направляет все ресурсы на поиски новой «дозы».
Так формируются зависимости. Дофаминовая петля затягивается на шее заболевшего и в случае алкоголизма, и в случае наркомании. Она играет важнейшую роль в формировании игромании, расстройств пищевого поведения и интернет-зависимости.
В этой книге мы подробно разберемся в том, как попадаем «на крючок» и как с него соскочить.