Глава 1
Прошлое, настоящее и будущее
Это, что ли, правда фотоаппарат? – спросил Лайонел.
Нэнси подметила скептическое выражение его лица. С недавних пор она очень полюбила это слово – «скептический». Это значит, что человек сомневается, правду ему говорят или нет.
– Именно так, и он принадлежал моей маме, – подтвердил мистер Чудник. – Пятьдесят лет назад такие фотоаппараты, полароиды, были последним словом техники. Они делали снимки совершенно новым способом.
В руке учитель держал серебристо-чёрный ящичек – так, чтобы весь третий «Д» мог видеть как следует. Переднюю панель можно было вытянуть вперёд, будто на гармошке, из неё торчал большой круглый объектив.
– Вставляешь плёнку, делаешь снимок, а оттуда вылезает бумажка. Примерно через минуту на ней проявляется фотография.
– Ух ты! Прямо волшебство! – восхитилась Клара. – А покажете, как он работает?
– К сожалению, не смогу. Плёнку, которая к нему нужна, теперь найти трудно, да и стоит она дорого. Но у меня есть снимки, сделанные этим фотоаппаратом.
И мистер Ч. раздал им квадратные карточки. Карточки сильно выцвели.
– Девушка в пёстрой футболке – это моя мама.
– Мистер Ч., так ваша мама и её друзья были хиппи! – восхитилась Нэнси.
Они с Бри рассматривали фотографию молодого человека с волосами до плеч и ещё одну, где стояли, обнявшись, две девушки: одна – в шляпе с широкими полями и больших очках в синей оправе, а другая – со всякими фенечками и с символом мира во всём мире на цепочке.
Грейс сидела, крутила карандаш – ей явно было скучно.
– Ну и чего тут такого? Теперь-то можно телефоном фотографировать и сразу смотреть на снимки. Никакой фотоаппарат не нужен.
– Вот про это, Грейс, я как раз и хотел поговорить. В давние времена такой фотоаппарат считался новинкой, причём очень крутой. А теперь выглядит вещью из прошлого. – Мистер Чудник вытащил из кармана свой мобильник. – А спорим, через пятьдесят лет третьеклассники будут смотреть на эту штуку и спрашивать: «Это что, правда телефон?»
Нэнси осмысливала слова мистера Ч., то есть крепко над ними задумалась. Прошлое когда-то не было прошлым. Оно было таким же настоящим моментом, как и нынешний, в который она сидит в классе. Настоящим. А в будущем нынешний момент превратится в прошлое. Нэнси моргнула и затрясла головой. Ей показалось, что от осмысления мозги у неё скрутились в кренделёк.
– Попрошу вас на следующей неделе принести какую-нибудь вещицу из настоящего. Небольшую, но она должна рассказывать о том, как устроена наша нынешняя жизнь, – это может быть настольный календарь на этот год или первая полоса газеты. Всё это мы положим в коробку.
– То есть у нас будет капсула времени? – обрадовался Лайонел. – Вот здорово!
– Ух ты! А сверху мы наклеим предупреждение: «До 2064 года не вскрывать»? – спросила Нэнси.
Мистер Чудник кивнул и пояснил, что капсулу времени он спрячет в подвал.
– И вдруг, например, через пятьдесят лет мой ребёнок пойдёт в ту же школу и вскроет её! – воскликнула Клара.
Грейс закатила глаза:
– Клара, у тебя с математикой плохо. Через пятьдесят лет тебе будет к шестидесяти. Дети у тебя будут уже взрослыми, а не школьниками.
Клара обиженно надула губы.
– А, ну да, ты права. – Потом лицо её просветлело. – Ну, тогда, может, мои внуки её откроют! – Клара хихикнула. – Ничего себе! Я – бабушка!
– А к понедельнику, – продолжал мистер Чудник, – попрошу каждого взять интервью у человека, который был вашим ровесником много лет назад. Тридцать, сорок или даже пятьдесят. Выясните, где этот человек вырос, что именно он испытал в детстве. Что происходило в мире? Кто был президентом? Делались ли какие-то интересные изобретения? Какие глупости были в моде?
Бри лихорадочно записывала каждое слово мистера Ч. А потом, повернувшись, шепнула Нэнси:
– Чур, миссис Девайн моя.
– Нечестно! – прошептала Нэнси в ответ.
Миссис Девайн звали соседку-пенсионерку. Самый подходящий человек для такого интервью, и прав на миссис Девайн у Нэнси было никак не меньше, чем у Бри.
Нэнси подняла руку и трясла ею, пока мистер Чудник не заметил.
– Мистер Ч., мистер Ч.! А если двое возьмут интервью у одного и того же человека?
Мистер Ч. ответил: ничего страшного.
– Давай вместе брать интервью! Оно так и веселее будет! – предложила Нэнси, как только прозвенел последний звонок.
– Ну да, конечно! – А потом Бри вдруг засомневалась: – Хм-м. А если это против правил?
Бри всегда делала домашние задания строго по правилам. Так что, прежде чем зашагать к своим велосипедам, они вернулись в класс, чтобы получить разрешение у учителя.
Домой они приехали уже с готовым планом. В «клубе», находившемся у Нэнси на заднем дворе, было написано красивое приглашение, которое они собирались подсунуть миссис Девайн под дверь:
– Даже подумать странно, что миссис Девайн была когда-то такой, как мы, – заметила Бри, закрывая колпачком ярко-розовый фломастер.
– Если задуматься, время вообще странная штука, – согласилась Нэнси. Она откинулась на пятки и стала осмысливать: – Вот, например, сейчас понедельник – это ещё будущее. А к понедельнику сегодняшний день станет прошлым. У тебя от этого мозги крендельком не сворачиваются?
Бри подумала, а потом хихикнула:
– Не, скорее превращаются в какую-то кашу!