Смысл поста многоплановый. Одной из целей соблюдения его считается укрепление воли. Очень важно, что Господь одарил человека свободной волей, которую он не ломает. Своей свободной волей мы принимаем то или иное решение и направление жизни, в конечном итоге выбирая дорогу либо в ад, либо в рай. Предшествовать этому на земле может страдание, когда в ад идём, или радость, если идём в рай. Страдания и радости земные когда-нибудь закончатся, поэтому, кто по-моложе, слышит по-особому это. А кто, как я, одной ногой в могиле, по-другому воспринимает эти слова. С возрастом мы всё больше понимаем и осознаём, что жизнь очень коротка, что радости земные не стоят того, чтобы за ними гоняться, а скорби земные не стоят того, чтобы их бояться. Вечное – это вечное.
Я помню один интересный факт. В церкви ко мне подошёл один молодой человек с вопросом, по-моему, про курение: грех, мол, невеликий? Я ему сказал:
– Ну, да, грех не велик. Но если на корабле большом маленькая пробоина, ведь всё равно утонет? Оно, курение, может, и не большой грех и другие грехи небольшие, осуждение, например, но за этим идёт другой грех. Если я осуждаю людей, значит, считаю себя лучше, а это уже гордость. Грех и добродетель не стоят на месте, потому что они либо растут, либо уменьшаются. Если с грехом не бороться, то он обязательно будет как метастазы по душе – расти всё больше и больше.
Укреплять свою волю очень важно, а пост – это, как станок, укрепляющий волю. Я много раз говорил о том, какое у нас дома любимое занятие, особенно, в выходной день – это прогулки до холодильника. Когда в Великий пост мы открываем холодильник, то возникает вопрос: не что пожевать, а что можно? У нас дома, например, накануне масленицы, в воскресенье, что-то осталось мясное, я бабушке говорю:
– Отдай коту, у него пока ещё масленица, потом ведь Великий пост и у кота настанет, а масленица закончится, в воскресенье вечером, куда всё девать?
Моя бабушка покойная говорила:
– Надо отдать поганый кусок.
Это мне запомнилось очень хорошо – «поганый кусок». Раньше на Руси в первый день Великого поста специально в тазике жгли уксус, чтобы даже запаха мяса не было. Замечательное явление для православного устроения – это, когда человек может задать себе вопрос: что можно, а что нельзя? Мне шестой десяток, а я до сих пор себе говорю: это можно, а это – никогда. Такое в душе должно быть всю жизнь у каждого, иначе я – размазня, если мне всё можно. В году треть времени занимает пост, который помогает нам тренировать волю.
Кроме этого, в посте какой смысл ещё есть? Для православного это – память своего крещения, время покаяния и выделение священного времени. Есть очень важный момент, о котором я хочу рассказать. Когда мы слышим заповедь Божию, которая гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исх. 20:8–11), – то обычно мы воспринимаем первую фразу, как заповедь о празднике, но в ней про праздник не сказано. Дословный перевод слова – «освящённый», «выделенный» – если взять первоисточник, Библию на еврейском языке. При храме совершают служение освящённые, то есть выделенные из общества (например, я с огорода фрукты собрал и несу в церковь освятить, то есть выделил из этого, чтобы отдать на дело Божие). Освящение, например, плодов – это не когда читают молитву и святой водой кропят, а это есть сам факт: взять то, что у тебя есть, и отдать на дело Божие. При этом совершается освящение, а молитва и кропление святой водой – это, вообще, очень позднее явление в истории Церкви. Молитва – она, как свидетельство того, что я это выделение совершил. Освящённое время – это выделенное время, выведенное из простого времени.
Если мы с вами посмотрим на Великий Пост и посчитаем, то увидим, в полном смысле слова, что постовых дней всего тридцать шесть с половиной, а в году – 365 дней. Если взять десятину, то получится тридцать шесть с половиной. Значит, что такое Великий пост? Десятина от времени года, которую нужно отдать для души, для Бога. Почему я сказал, что тридцать шесть с половиной дней в Великом посту? Потому что, если считать всё полностью, когда в воскресенье и в субботу служба совершается в храме уже не великопостная, пищу вкушают, по уставу, даже с растительным маслом, в полном смысле, то эти дни Церковь постными не считает. Если дни поста посчитать, мы увидим тридцать шесть и половинку. Половинка – это Лазарева суббота накануне Вербного Воскресения, почитание которой начинается с половины пятницы. В этот день не едят рыбу, а едят полурыбу – икру, поэтому этот день многие церковные отцы называют «половина – пост, половина – не пост». Служба совершается, как полувоскресенье-полубудни. Такая служба бывает один раз в год. Поэтому, в полном смысле слова, великопостных дней – тридцать шесть с половиной. Для нас главное другое – десятина года. Мы выделяем и освещаем данное время, через которое Господь освящает всё наше время.
Сейчас модным стало то, чего в церкви никогда не было – служить новогодние молебны. Вроде, служить – это хорошо, молитва – всегда хорошо, но нужды никакой нет. Почему? Потому что самим фактом выделения десятины года Великим постом, мы совершаем освящение. Оно осуществляется самим Великим постом. Зачем освящать? Кто масло маслит? Это связано с тем, что мы потеряли понимание Великого поста, вследствие этого, появилась необходимость в маленькой замене освящения в виде кратенького ночного молебна, ведь тридцать шесть с половиной дней делать это сложно. Молебен отслужили, домой пришли, шампанское выпили – одно удовольствие. Великий пост же – это столько дней в подвиге быть.