монах Арсений Святогорский - О спасении в миру. Из писем и келейных записок афонского старца Иеронима

О спасении в миру. Из писем и келейных записок афонского старца Иеронима
Название: О спасении в миру. Из писем и келейных записок афонского старца Иеронима
Автор:
Жанры: Житийная литература | Богословие
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "О спасении в миру. Из писем и келейных записок афонского старца Иеронима"

Предлагаемая читателю книга содержит фрагменты из духовного наследия иеросхимонаха Иеронима (в миру Иван Павлович Соломенцов; 1805–1885), касающиеся вопросов спасения мирских людей. Наставления и советы о. Иеронима, духовника Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, не потеряли значения и в настоящее время – это наши пособия на пути спасения. И как при жизни старца соприкасающиеся с ним люди изменялись, так и теперь его духовное наследие, примеры богоугодной жизни способствуют преображению души грешного человека. Книга рассчитана на широкий круг православных читателей.

В оформлении книги использованы рисунки художника Дмитрия Полякова.

Бесплатно читать онлайн О спасении в миру. Из писем и келейных записок афонского старца Иеронима


© Издательство Сибирская Благозвонница, текст, оформление, 2018

* * *

Монах Арсений Святогорский

«Спасение везде можно обрести…»

Иеросхимонах Иероним (в миру Иван Павлович Соломенцов; 1805–1885), старец-духовник Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, был истинным отцом своим духовным чадам: и опытным подвижникам, и новоначальным послушникам. Он с равным вниманием следил за каждой душой и руководил ко спасению многих и разными способами: кого строгостью наказания, кого тихостью отеческой ласки, кого возвышением, кого унижением, но в результате все его ученики духовно преуспеяли. День и ночь о. Иеронима осаждали жаждавшие излить перед ним душу, и каждый получал врачевство, умиротворение совести. Не только пантелеимоновская братия, но и монашествующие со всей Афонской Горы шли к нему на исповедь, ибо он значительно возвышался над другими афонскими подвижниками даром духовного рассуждения. Иноки говорили про о. Иеронима: «Пойдем к нему, он решит наше недоумение, ибо его устами вещает Бог». И так бывало на самом деле: вопросы трудноразъяснимые, крайние затруднения совести он решал сразу, так что приходившим оставалось лишь удивляться его дару духовного рассуждения.

Этот дар старец Иероним получил еще в начале своего подвига, во время четырехлетнего странствования по России со своим единомышленником и другом. По сохранившемуся рассказу, раз шли они куда-то, и о. Иероним, тогда еще Иоанн, почувствовал невыносимые боли в желудке. От болей он не мог продолжать путь и лег при дороге, а его спутник отправился в ближайшее селение, чтобы принести ему хоть теплой воды.

Возвращается – видит, что Иоанн сидит спокойно. «Что чувствуешь?» – спрашивает спутник. «Подожди, брат, – отвечает тот, – дай мне прийти в себя». Спустя немного времени он поведал сему брату как великую тайну, что видел въяве апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которого благоговейно чтил с детства и которому молился об исцелении. Апостол спросил его: «Что с тобою?» – «Болит невыносимо желудок», – ответил Иоанн. Апостол посмотрел на него и сказал: «Теперь ты здрав!» И Иоанн почувствовал, что боль мгновенно утихла. И добавил апостол: «Проси у меня еще чего хочешь». И дерзнул Иоанн просить себе дара рассуждения и слова. «И сие дастся тебе», – проговорил апостол Христов и стал невидим.

И действительно, старец всегда находил, что сделать, что сказать, и его мудрое слово ценилось братией как извещение свыше.

Наставлениями о. Иеронима пользовались не только афонские монахи и паломники, но и многие россияне, люди мирские, которые знали о нем заочно – по устным рассказам, письмам или по его печатным сочинениям. Известно, что письма о. Иеронима сестре, игумении Маргарите (в миру Евдокия Павловна Соломенцова), расходились не только в ее монастыре, но и по всей округе. Как отмечали знавшие старца, он мог наложить узду на всякого «необъезженного коня». Константин Леонтьев[1] говорил, что он сам испытал на себе какую-то непонятную и притягательную силу, исходившую от о. Иеронима, которою он без труда подчинял себе людей, и те отдавались ему «с изумлением и любовью».

В духовном наследии иеросхимонаха Иеронима есть так называемая «Повесть о помещике». В ней рассказывается, как в Свято-Пантелеимонов монастырь приехал помещик Г. И. Б. (Григорий Иванович Безгин). Отправился он на Афон, как сам объяснил, в поисках «истинной христианской веры». В начале повести перед нами предстает человек высокомерный, надмевающийся своими знаниями. «…Знайте хорошо, – заявляет он духовникам о. Иерониму и о. Макарию[2], – с кем будете иметь дело, потому что я изучил все веры, знаю все религии: древние и новые, еллинские, индийские, персидские, халдейские, египетские, читал Талмуд, кабалистику, Коран и разные магии. Читал также и новых философов, особенно люблю германских, но во многом последую мистическому мудрованию. Все это я предварительно высказал для того, чтобы знали, с кем имеете дело, и потому обращались бы со мною поосторожнее, не как с простым вашим братом…» Богослужение для него было бессмысленной формалистикой. Бесы? «Я не признаю бытие их», – говорил он с насмешкой. Не верил помещик и в бессмертие.

Как же помог о. Иероним этому мирскому человеку, зараженному духом неверия, найти «истинную христианскую веру»? Первый совет, который старец дал помещику, – слушаться своей совести и открывать все помыслы духовникам. Вообще, вниманию к внушениям своей совести – закону, написанному в сердце человека перстом Божиим, – в наставлениях о. Иеронима отводится особое место. «Совесть для нас и в нас – закон, – учил старец. – Совесть не оправдает, когда неправо поступаем». Один из его заочных духовных чад, воспринявший в простоте сердца завет слушаться всегда своей совести, писал, что, прочитывая святоотеческие книги, нередко обнаруживал, что причастен тем видам духовного делания, в которых наставляют святые отцы. Он незаметно обучился им, оказывая послушание своей совести. Отец Иероним, имея от младенчества совесть непорочной, приучил себя слушать ее голос и не допускать ни малейшего отклонения, и это доставляло его душе невозмутимое спокойствие. Чтением святоотеческих книг он поверял свое духовное состояние и таким образом, до приезда на Афон не имея наставника (хотя при нужде всегда советовался с опытными), укрепился в исполнении воли Божией, достиг значительного совершенства. За такое внимание к собственной совести он получил от Бога дар воздействовать и на совесть других.

И совесть привела помещика на богослужение, которое со временем он полюбил, служба стала для него утешением. Потом пришли и слезы (хотя герой повести «отроду не плакал»), и раскаяние в грехах. Отец Иероним говорил, что грехи смываются горькими слезами, а потому слезы так важны. Своих духовных чад он поучал:

«Слезы, когда приходят без нашего особенного усилия, – это оружие, нам данное милостию Божиею. На что нужно, на то и употребляй сие оружие: о грехах ли плачь, или проси у Господа нужное, или благодари Его о дивном Промысле и попечении о нас, грешных, вся строящему к нашему спасению. О сем воспевает святой Давид: “И милость Твоя, Господи, предварит мя” (ср.: Пс. 58, 11)».

«Не бойтесь, что вы не плачете о грехах своих, о которых надо бы плакать, а плачете по слабости природы о недостатках телесных потребностей, только хотя после благодарите Бога, что Он смиряет вас, и тогда скорбь и слезы те не погибнут, но послужат для очищения грехов ваших».

«А что вы пишете, что все вы плачете не ради Бога, а ради недостатка телесных потребностей и будто потому скорбь вашу или слезы ваши не принимает Бог, то эти мысли ваши несправедливы, их внушают вам бесы, чтобы вовлечь вас в ропот на Промысл Божий. Неужели вы забыли, для Кого пошли в монастырь, – не для Бога ли? А когда так, то что бы ни случилось вам в монастыре претерпеть скорбное и неприятное или за что поплакать, то все это Господь примет, ибо многие скорби прилучается нам в монастыре терпеть, а в монастырь пришли мы ради Него» (из письма сестре от 1 марта 1853 года).


С этой книгой читают
Святая Гора Афон почитается как земной удел Божией Матери, земля, которую Сама Пречистая Дева взяла под Свое особое покровительство. Многие столетия Она защищала, вразумляла и наставляла Своих ратников – афонских монахов.Предлагаемая читателю книга рассказывает о видимом и живом участии Пресвятой Богородицы в жизни Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В нее вошли как уже изданные материалы, так и публикуемые впервые. Тексты печатаютс
«Бог чудес, прославляющийся оными во святых Своих, благоволил для славы Своей и утешения Православной Церкви Своей, вместе и обители нашей, явить чрез Пресвятую Божию Матерь и святого Пантелеимона многие чудеса, которые были причиною скорого увеличения нашей обители и ее прославления», – писал иеросхимонах Иероним (Иван Павлович Соломенцов; 1805–1885), старец-духовник Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. О чудесах и благодатных дейст
Диавол прельстил первых людей в раю, и они, вместо того чтобы быть как боги, потерпели изгнание из сада Эдемского, стали смертными и грешными. Не очистившись от грехов, человек не может возвратиться в рай, и в этом по великой премудрости Господа стал помогать ему диавол как орудие в руках Божиих для испытания верных. В борьбе с бесовскими искушениями мы познаём свои немощи, приобретаем духовную мудрость и таким образом совершенствуемся в добродет
В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю.Вторая книга серии охватывает IV–VII века и посвящена эпохе Вселенских соборов, христианизации варварских народов и становлению монашества.
В этой книге речь пойдет об угодниках Божииих, о святых древней и неповторимой Рязанской земли, неотделимой от великой России. В нее вошли жизнеописания святых земли Рязанской с древнейших времен.
«Русской Фиваидой» с XIX века зовется обширная территория на севере нашей страны, в Вологодской и Архангельской областях. Это имя, данное в память о египетской колыбели древнего монашества, напоминает о деяниях преподобных отцов, устремившихся в XV веке в эти суровые и малонаселенные края и основавших здесь множество монастырей и пустыней. Там, в трудной борьбе с природой и человеческим несовершенством, творили свой духовный подвиг святые Кирилл
Эта книга посвящена двум апостолам с очень разной судьбой. Они не знали друг друга при жизни Иисуса Христа, а после Его смерти и Воскресения встречались лишь несколько раз. Но в истории Церкви их имена и духовные подвиги оказались неразрывно связаны, и через их биографии мы соприкасаемся с самыми истоками бытия христианской Церкви.Настоящая книга содержит два биографических очерка первоверховных апостолов Петра и Павла, написанных на основе имеющ
Серия книг "Классика для ленивых" включает краткие и доступные пересказы самых главных произведений мировой литературы. Повесть Владимира Короленко «Слепой музыкант», главным героем которой является маленький мальчик, слепой от рождения, занимает важное место в творчестве писателя. Маленький Петрусь от рождения был окружен заботой матери, которая очень переживала за своего сына. Но вскоре его воспитанием занялся дядя, суровый и справедливый челов
Перед вами краткий пересказ романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна», выпущенный в серии "Классика для ленивых". Роман дает возможность читателям окунуться в загадочный, а иногда даже опасный мир Америки 19 века. Описывая невероятные приключения маленького оборванца Гека, автор показывает неприглядные моменты жизни общества тех времен, а именно – расовую дискриминацию, кровные клановые разборки, пьянство, невежество, рабство, проблемы бе
Необычная война, захлестнувшая Северное Королевство, окончена. Празднование и восстановление в самом разгаре. Однако лишь немногим известно о том, что герой, совершивший чудо, в тайне от всех покинул столицу…С каждым днём Айвиэн уходит всё дальше от посторонних глаз, преследуя лишь ему известную цель. Ария, получившая самое загадочное из напутствий, отправляется следом.Однако ни беглец, ни его преследователи не знают, увенчается ли путешествие ус
В эту книгу вошли четыре рассказа, написанные по моим школьным воспоминаниям, и один рассказ 80-х годов. С большим удовольствием вспоминаю свои школьные годы в родной 35 школе в Малом Саввинском переулке бывшего Ленинского района. Хорошо помню всех учителей, помню , как на них обижались и не слушались. Помню и родной Новодевичий монастырь рядом со школой; наши гулянья на пруду, катание на санках и кормление уточек. Все это было, и все это есть у