Занятия в университете уже закончились, но трое студентов все еще находились в учебной аудитории. Маша сидела и переписывала в тетрадь из учебника необходимые для курсовой работы материалы. Иван сидел рядом. Держа в руках телефон, он каждую минуту отправлял сообщения или отвечал на них. От этого телефон постоянно вибрировал, что отвлекало девушку. И она то и дело просила не мешать. Дима в это время стоял возле окна, смотрел на улицу. За окном он видел не так много. В основном, только соседние здания, где были такие же стены и окна. Еще виднелась дорога, на которой скопились автомобили.
– Когда он уже придёт? – недовольно спросил Ваня, – мне нужно к семи быть на тренировке.
– Не знаю, – Маша не отвлекалась от своего занятия.
– Ждём ещё минут десять и расходимся, – предложил Дима.
– Ага, расходимся, – девушка тут же бросила ручку на стол, – ты хочешь, чтобы он тебе на экзамене оценку снизил?
– Я хочу, чтобы он мне хотя бы поставил её, а не отправил на пересдачу, – Дима повернулся и сделал пару шагов, уходя от окна. После присел на ближайший стул.
Все притихли и продолжили ждать. Прошли те самые десять минут, но никто не решился уйти. Да и про время забыли. Принялись обсуждать, зачем они собрались здесь. А собрались вот почему.
Преподаватель истории попросил их помочь с одним простым, но необходимым делом. У Николая Михайловича в подсобном помещении накопилось очень много различных книг. В основном, это были учебники по истории разных эпох и стран. Книг много, и профессор захотел классифицировать все и разложить по полочкам. Самому ему пришлось бы потратить на это немало времени. Именно поэтому Николай Михайлович попросил своих студентов помочь. Конечно, преподаватель пообещал награду за помощь, но не сказал, какую именно. Мало кто согласился. После занятий остались всего-то пять человек. А поскольку профессор задерживался, то двое из них уже успели уйти. Вот и остались в аудитории только трое.
– Ну, всё, хватит! – Дима встал и, не обращая внимания на товарищей, направился к двери.
Вдруг дверь открылась. Внутрь вошёл профессор. Дима остановился.
– Простите меня, – Николай Михайлович сразу же начал с извинений за своё опоздание, – задержался. Не люблю лифты, но из-за этого часто опаздываю. Видимо, придётся менять свои привычки.
Профессор истории был пожилым человеком невысокого роста. Седые волосы добавляли ещё несколько лет, хоть никто и не мог назвать точного возраста преподавателя. Многие считали, что ему около семидесяти.
Увидев Диму возле двери, профессор поинтересовался.
– Вы собрались уходить?
Дима не был одним из робких людей. Совсем наоборот. Никогда не лез за словом в карман. Но в этот раз повёл себя спокойно и даже растерянно. Сумел сказать, что просто хотел выйти на пару минут, пока сам профессор не пришёл. Всё-таки возможность заработать лишний балл на экзамене выглядело очень хорошей перспективой. Пусть и никто не знал наверняка, что именно это предложит Николай Михайлович в качестве поощрения за помощь.
Преподаватель прошел по аудитории к своему столу, отодвинул стул, но садиться не стал.
– Спасибо, что согласились помочь мне, – ребята сразу же заговорили, как им не сложно и даже интересно, – книг настолько много, что времени уйдёт немало.
– А сколько? – Иван уточнил, опять вспомнив о тренировке.
– Думаю, сегодня не сможем все сделать. Но всё зависит от вас.
Ваня кивнул, соглашаясь со словами преподавателя. Маша тем временем сложила свои вещи в сумку. Дима подошёл ближе к остальным.
Николай Михайлович достал из кармана ключ. Подошёл к двери своего кабинета и открыл его.
– Пойдёмте.
Ребята последовали за профессором. В кабинете было темно. Машу охватило чувство, что они перемещаются в другой мир, где царит тьма. А на самом деле окна были завешены темными плотными шторами, чтобы дневной свет не проникал внутрь. Николай Михайлович щелкнул выключатель. Освещение включилось.
– А где же книги? – книг в кабинете не было, и удивление девушки вполне понятно.
– Они не здесь, – поспешил успокоить профессор, – в соседнем подсобном помещении.
– Там тоже темно? – с сарказмом поинтересовался Дима.
– Не совсем. Там нет окон и свет не такой яркий, – и преподаватель запричитал вполголоса, – сколько раз просил заменить освещение, но никто так и не исправил.
– Давайте приступим к делу! – громко и отчётливо словно скомандовал Ваня. Все сразу обернулись и посмотрели на него. Парень не ожидал такого внимания к своим словам, поэтому добавил уже спокойнее, – мне ещё на тренировку нужно успеть.
Николай Михайлович поддержал Ивана. Поскорей отыскал в ящике стола нужный ключ от комнаты, где находились книги. Руки преподавателя слегка дрожали. Маша заметила это и мысленно предположила, что Николай Михайлович волновался по какой-то причине. Связано ли это с книгами или ещё с чем-то, девушка не могла знать. Она смотрела на действия профессора и была готова в любую минуту помочь, если ему станет плохо. К счастью, ничего такого не случилось. Николай Михайлович быстрым шагом подошёл к двери.
– Вы только не пугайтесь, – предупредил он.
– Хорошо, – Маша вообразила себе, как сейчас перед ней откроется необычный волшебный мир истории.
Дверь распахнулась, а за ней мало что было видно.
Свет в комнату еле доносился из кабинета. Преподаватель принялся искать выключатель, но как будто совершенно забыл, где он располагался. Дима тут же сообразил включить фонарик на телефоне. Как только он это сделал, свет озарил комнату, практически всю целиком. Тут студенты, да и сам профессор, увидели объём предстоящей работы.
– Ого, – Ваня не ожидал увидеть перед собой стопки книг высотой почти до потолка. А это примерно три метра. И таких стопок было много. Книги не просто занимали всю комнату. Комната была наполнена книгами, словно воздухом.
– Вы всё еще хотите помогать? – на всякий случай поинтересовался профессор.
Маша кивнула, Ваня произнёс что-то вроде слова да, а Дима уже пытался пробраться внутрь комнаты, посмотреть, что там, за первыми стопками книг. Он надеялся, за ними нет учебников или есть, но меньше. К его разочарованию они там были.
– Смотри, не зацепи ничего, – рекомендовала Маша своему сверстнику, – а то придётся ещё и тебя откапывать тут.
– Не волнуйся. Я выберусь, – но затем парень посмотрел вокруг и добавил еле слышно, – хотя, может, и не выберусь. Слишком много книг. Слишком много.
Тем временем Николай Михайлович уже подготавливал место, куда предстояло складывать классифицированные книги.
– Думаете, этого хватит? – Иван находился рядом с профессором и видел, что тех полок, которые он освободил от всего лишнего, а заодно и пыли, явно не хватит.