ОРГАНИЗАТОРАМ, УЧАСТНИКАМ И ГОСТЯМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «БЕЛОРУССКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ
НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ (ОПЕРАЦИЯ «БАГРАТИОН»)», ПОСВЯЩЕННОЙ 75-ЛЕТИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ БЕЛОРУССИИ
Уважаемые коллеги!
75 лет назад, в первые дни июня 1944 года, вопрос о том, какая из сторон одержит верх во Второй мировой войне, уже не стоял. Страны Оси еще удерживали под контролем значительную часть ранее захваченных территорий, немецко-фашистские войска еще были достаточно сильны и почти равнялись по численности противостоящим им армиям антигитлеровской коалиции. Однако коренной перелом уже совершился. Ключевые его события произошли в ходе Великой Отечественной войны – от начала советского контрнаступления под Сталинградом и грандиозного сражения на Курской дуге до завершения советских операций по форсированию Днепра в декабре 1943 года. Стратегическая инициатива безоговорочно перешла к СССР и его союзникам.
Важно было, когда и на каких условиях капитулирует гитлеровская Германия, удастся ли ее политическому руководству получить в итоге какую-либо разновидность почетного мира и избежать ответственности за совершенные преступления.
Для этого германское командование сделало ставку на затягивание войны, надеясь на то, что трения и недопонимание между участниками антигитлеровской коалиции перерастут в раскол. Ключевым элементом системы обороны фронта немецко-фашистских войск стала оккупированная территория Белорусской ССР. Ответственность за этот сектор возлагался на группу армий «Центр» – неизменно сильнейшее оперативно-стратегическое объединение вермахта. Естественные природные рубежи Белоруссии с ее лесами, болотами и многочисленными реками были использованы немцами для создания единой сети оборонительных сооружений из нескольких линий обороны с опорой на крупные города, превращенные ими в настоящие крепости. Группа армий «Центр» перекрывала Красной армии прямые пути наступления на Восточную Пруссию и собственно Германию.
23 июня 1944 года войска 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов начали операцию «Багратион». А уже 17 июля пятьдесят семь тысяч взятых в плен гитлеровских солдат и офицеров прошли по улицам Москвы так называемым «парадом побежденных». Тогда, летом 1944 года, благодаря грамотному стратегическому и оперативному планированию советского командования, мужеству и самоотверженности воинов Красной армии и советских партизан были разгромлены самые опытные и боеспособные части противника из числа остававшихся у него в наличии.
Операция «Багратион» оказала содействие успеху проведенной западными союзниками десантной операции по вторжению в Нормандию. Без мощных ударов советских армий успех ее мог быть поставлен под сомнение. Достаточно сказать, что на начало июля 1944 года на советско-германском фронте было задействовано 235 вражеских дивизий, тогда как на западном – всего 65.
В Белорусской наступательной операции Советский Союз продемонстрировал, как именно будет бить врага дальше до самого победного конца – расчетливо, мощно и неотвратимо.
Весь мир был поражен тем, до какой степени советское военное искусство, советская военная техника, советский Солдат-победитель достигли превосходства над неприятелем.
Мы с вами обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы память о героях освобождения Белоруссии и их бессмертных подвигах сохранялась в веках. Это наш священный долг как исследователей, граждан и наследников Великой Победы.
Желаю вам, уважаемые участники конференции, плодотворной работы и успехов в дальнейшем изучении истории Великой Отечественной войны.
Министр культуры
Российской Федерации,
Председатель Российского военно-исторического общества
В. Мединский
В. С. Мисковец
заместитель начальника Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации
Вступительное слово
В условиях, когда агрессивные силы в лице государств НАТО пытаются испытывать на прочность нашу национальную безопасность, а их идеологи тщатся посеять в умах народов сомнение в решающей роли советских Вооруженных Сил в разгроме немецкого фашизма, крайне важно возвращаться к освещению решающих событий Великой Отечественной войны с позиции историзма, научности и объективности.
Белорусская стратегическая наступательная операция (23 июня – 29 августа 1944 г.) как раз и была одним из таких событий, предопределивших победный исход Великой Отечественной и Второй мировой войны в целом. Она явилась важнейшей составляющей в цепи десяти т. н. сталинских ударов – стратегических наступательных операций, осуществленных Советскими Вооруженными Силами в 1944 г. [1, с. 475].
В ходе крупномасштабного наступления в рамках операции «Багратион» от войск вермахта были очищены полностью Белоруссия, значительная часть Литвы и Латвии, наши войска вступили на территорию Польши. Была разгромлена группа армий «Центр» – та самая, которая в 1941 г. надеялась триумфально пройти маршрутом Минск – Смоленск – Москва. В результате были созданы благоприятные предпосылки для наступления на Львовско-Сандомирском направлении, в Восточной Пруссии и для последующего удара на Варшавско-Берлинском направлении.
Названия привлеченных к операции фронтов, как и их число, не оставляли сомнений в решительности намерений Ставки ВГК в кратчайший срок покончить с противником там, где он считал себя хозяином долгие три года. В 1941-м эту землю оборонял один советский фронт – Западный, а к ее освобождению в 1944-м были привлечены войска всех трех Белорусских фронтов: 1-го (командующий генерал армии К.К. Рокоссовский), 2-го (генерал армии Г.Ф. Захаров) и 3-го (генерал-полковник И.Д. Черняховский), а также 1-го Прибалтийского фронта (генерал армии И.Х. Баграмян). Был и пятый «фронт» – партизанский: к началу операции на оккупированной территории республики действовало 14 партизанских объединений общей численностью почти 150 тыс. человек [2, с. 346].
Одной из задач нашей конференции считаю обоснование (за счет дополнительной аргументации) тезиса о превосходстве советского военного искусства над германским, превосходстве, ставшем в 1944 г. неоспоримым. Белорусская наступательная операция показала, насколько за годы войны выросло отечественное военное искусство. Начать с того, что гитлеровское командование так и не смогло точно определить, в какие сроки и на каком участке фронта Красная армия будет наступать летом 1944 г. Средствами маскировки и умелой дезинформацией удалось прикрыть развертывание огромной группировки войск (четыре общевойсковые, две танковые и воздушная армии, соединения Войска Польского, а также 11 авиационных, 5 танковых, 2 механизированных, 4 кавалерийских корпуса, десятки отдельных частей) и настолько дезориентировать врага, что тот до самого последнего дня был уверен: с нашей стороны первый летний удар последует на Украине или в Карелии, но не в Белоруссии.