Поучения преподобного Амвросия,
старца Оптинского (1812— 1891)
О добродетели
Четыре добродетели: мужество, рассуждение, целомудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, значит соблюдать целыми все добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость.
Что означает: «Жезл твой и палица твоя, та мя утешиста?» Ответ: «Жезл – крест, скорбь, а палица – молитва Иисусова. Жезл – деятельная часть добродетели, а палица – умная молитва».
Три апостола: Петр, Иоанн и Иаков, – говорил батюшка, – изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь – был ближе всех к Спасителю и на тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петр, хотя и был за дверьми со служанками, но ему потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово. Он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его совсем даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию – он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит нас, ближних и дальних, всех чад.
Батюшка учил, как надо принимать неблагодарность людей: «Если делаешь доброе, то должно его делать лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах; а если здесь ждешь, то напрасно и лишение терпишь.
Гимн христианской любви
Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобно божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите.
Жизнь духовная
Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старения и понимания, а иногда и по мере понуждения, с возможными ошибками и неприятностями, которые по времени все пройдут, а дело останется и возвысит человека.
«Есть много отступлений в жизни человека и общества. Одно из них – пренебрежение книгами, их не чтение. За это пренебрежение человек расплачивается всей своей жизнью. Если же это преступление совершает нация – она расплачивается своей историей». И. Бродский.
В основе глагола «осмысление» для восприятия мира лежат конкретные действия – осмыслить, осмыслять.
А именно: осмысление прочитанного, осмысление происходящих событий.
Синонимы его: думание, осмысливание, осознание, понимание, постижение, прозревание, прозрение, разгадывание, разумение, сознание, уразумение, уяснение.
Что пишут в философских словарях о сущности осмысления, разберемся не торопясь.
Осмысление – это постижение действительности в определенных практических, теоретических, культурных, личностных и т. п. контекстах. Оно обусловлено спецификой человеческой ситуацией. Будучи конечным существом, человек, в попытках постижения бесконечно разнообразного мира, вынужден делать это с какой-то позиции, точки зрения, в каком-то смысле. Оно может реализовываться трояким образом: внутри-концептуально (как сопричастность смысловому содержанию предмета, «чувствование» его), надо-концептуально (как реконструкция, «приписывание» смысла), меж-концептуально (как прослеживание связей смысловых структур). В конечном счете, первые два подхода сводимы к третьему, являясь его крайними выражениями. Поэтому любое осмысление по своей природе диалогично (М. Бахтин). Оно содержит два аспекта: разрушение привычного смысла (отстранение) и воссоздание нового смысла.
Основной формой осмысления является идея как синтез знания реальности (истины), ценности или цели (оценки) и программы ее реализации (нормы). Этот синтез может быть теоретически отрефлектирован (теоретическое осмысление), но может быть и синкретически нерасчлененным (обыденное сознание, опыт).
Проблематика осмысления активно разрабатывается в феноменологической, структуралистской, аналитической и герменевтической философских традициях. Однако ни одна из них не дала единой концепции осмысления, обращая внимание на его отдельные стороны. Так в европейской философии сложились две основные ориентации: «аналитическая» – на построение теории смысла, и «герменевтическая» – на построение теории понимания как постижения смысла, его интерпретации. Очевидная взаимо-дополнительность проблем смысла (то, что понимается) и понимания (какого-то смысла) делает необходимым и неизбежным их сближение и синтез. Начало такому синтезу было положено в русской философии начала ХХ века (Г. Шпет, М. Бахтин, отчасти П. Флоренский, А. Лосев), где осмысление (уразумение) предстает единством социально-культурного и индивидуально-личностного опыта. Близки к этой традиции и психологические концепции Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева, их учеников.
С осмыслением связаны проблемы логики и методологии науки (критерии рациональности, сравнения теорий, интерпретации, смены парадигм и исследовательских программ), организационных, коммуникативнывх, личностных и языковых детерминаций познания. Вне проблемы осмысления невозможен анализ художественного, научного и технического творчества, педагогики, эффективности информационных процессов, социальной коммуникации, перспективы логического анализа, исследований искусственного интеллекта.
В основе осмысления лежит философия. Философия (греческое слово: φιλοσοφία; образовано от греческих слов: φιλία – влечение, любовь, стремление; σοφία – мудрость). Определение: Философия – это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём. Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений, в рамках которой она осуществляется.
Итак, мы пришли к простому выводу – чтобы понять сущность осмысления мы должны углубляться в понимание философией мира, окружающего нас. Оказывается все очень просто – философствуй, осмысляй глубинно все происходящее вокруг и, истина в последней инстанции откроется тебе. Что может быть проще, читатель дорогой?! Желание понять все вышеописанное, занимало меня и занимает с юного возраста по настоящее время.