Валерий Кононов - Памятник Андрею Платонову

Памятник Андрею Платонову
Название: Памятник Андрею Платонову
Автор:
Жанры: Изобразительное искусство | Культурология | Общая история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2012
О чем книга "Памятник Андрею Платонову"

Книга знакомит читателей с историей сооружения единственного в мире памятника писателю-земляку А.П. Платонову, с событиями, связанными с проведением в Воронеже конкурса на лучший проект памятника. Кроме того, читатели узнают о некоторых достопримечательных местах Воронежа, связанных с жизнью и деятельностью писателя, о мемориальных досках, установленных в память об А.П. Платонове.

В книге использованы фотографии автора и Н.В. Стребкова.

Бесплатно читать онлайн Памятник Андрею Платонову


Основные этапы жизни и творчества А. П. Платонова


Широкая известность и признание читателей пришли к писателю Андрею Платонову (настоящая его фамилия Климентов) в последние 20:30 лет, когда самого писателя давно уже не было в живых. У него была трудная жизненная и творческая судьба. Самые главные его произведения, самые известные ныне, такие как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», опубликованы были спустя несколько десятилетий после их написания.

Андрей Платонов – писатель сложный, язык большинства его произведений – специфический, требующий подготовленного читателя. И тем не менее, книги Платонова востребованы, они выпускаются многими издательствами. Произведения Платонова не только широко читаются, но и изучаются специалистами: литературоведами, по ним защищаются диссертации.

Большой интерес к творчеству Андрея Платонова давно проявился и во многих зарубежных странах. Его произведения переведены на иностранные языки, за рубежом созданы платоновские клубы и общества, объединяющие любителей и знатоков его творчества. В Воронеже с 2010 года проводится международный Платоновский фестиваль искусств.

Родился Андрей Платонович Платонов в Воронеже в окраинной Ямской слободе в 1899 году. До последнего времени везде, в том числе и в личных документах самого Платонова, указывались в качестве дня и месяца рождения 1 сентября (по старому стилю). Но недавно писатель и литературовед О.Г. Ласунский, много сделавший для популяризации творчества А. Платонова и увековечения его памяти, обнаружил документы, согласно которым будущий писатель появился на свет на четыре дня раньше. Пусть пока специалисты уточняют, какая дата правильнее, а наш читатель должен быть в курсе дела этих разночтений.

Ямской слободой назывался тогда, как и многие годы до этого, окраинный район Воронежа у въезда в город со стороны Москвы. Границы его с северной стороны определялись линией железной дороги на Курск, а от собственно городской территории его отделяла Пограничная улица (не зря, видимо, так называлась нынешняя улица Революции 1905 года). У въезда в Ямскую слободу стояли два каменных обелиска, у которых в давние времена стояли стражники, проверяющие документы у прибывающих в Воронеж путников. Из дошедших до наших дней ориентиров Ямской слободы остались железная дорога, тюрьма и железнодорожный вокзал Воронеж-2. Своего домовладения у родителей Андрея Платонова не было.

Большая часть его жизни в детстве и юности прошла в чужом доме на улице Миллионной. Коротенькая Миллионная пролегала между улицами Большой Московской (ныне Плехановская) и Средне-Московской, которая сохранила свое название. В средней части улицу пересекал под прямым углом Миллионный переулок. Сегодня Миллионных улицы и переулка нет в Воронеже – этот городской участок сплошь застроен многоэтажными домами, и все они числятся по улице Желябова.

С тринадцати лет после учебы в церковно-приходской и четырехклассной городской школах будущий писатель стал зарабатывать на жизнь своим трудом – работал в страховом обществе «Россия», в железнодорожных мастерских, в литейном цехе трубочного завода, помощником машиниста на локомобиле. Литературный псевдоним «Платонов» он взял себе позже, когда появились в печати его публикации. А в молодые годы он был Андреем Платоновичем Климентовым. Его отец Платон Фирсович Климентов, глава большой семьи, тоже работал на железной дороге. В 1918 году Андрей поступил в только что основанный Воронежский университет, но после первого курса он разочаровался в гуманитарных специальностях и передал документы в железнодорожный политехникум, который располагался в краснокирпичном недавно построенном тогда здании на главной городской улице, сохранившимся до нашего времени (проспект Революции, 8). Последние годы здание это занимало военное ведомство и потому в народе получило прозвище «Пентагон». По окончании политехникума А. Платонов получил специальность электромонтера.



Платонов рано начал писать стихи, публиковался в воронежских газетах, в журнале «Железный путь», тоже числившимся по ведомству Юго-Восточных железных дорог. Здание, где размещалась редакция журнала (современный адрес – улица Чайковского, 3а), это еще одно мемориальное платоновское место, дошедшее до наших дней. Важным этапом в творчестве Андрея Платонова воронежского периода стало его сотрудничество с редакцией губернской газеты «Воронежская коммуна» (сегодня это – газета «Коммуна»). На ее страницах часто появлялись стихи, рассказы и статьи Платонова на злободневные темы, которые он черпал из писем читателей в редакцию, из поездок по губернии. В 1920 году в Воронеже начала издаваться ежедневная газета «Красная деревня», и в ней стал печататься Платонов.

В двадцатых годах Платонов активно работал по своей специальности – строил электростанции, занимался мелиорацией земель в уездах губернии. Губернский земельный отдел, где он был штатным сотрудником, тогда занимал помещение в бывшем коммерческом училище А.В. Шпольского на улице Володарского – сейчас в этом здании находится средняя школа № 11 имени А.С. Пушкина. Платонова живо интересовали проблемы внедрения электричества в промышленности и в крестьянском хозяйстве. В своих публицистических выступлениях той поры в печати и перед публикой Платонов прогнозировал, например, широкое использование в ближайшем будущем энергии дневного света для получения электричества. Тогда это казалось несбыточной фантастикой, а сегодня проблему преобразования световой энергии в электрическую можно считать решенной. Там, где электростанций не построишь (в космосе, например, высоко в горах или в пустыне) солнце становится единственным возобновляемым источником электричества.



В декабре 1920 года, когда в Москве проходил Всероссийский съезд Советов, принявший знаменитый план электрификации России – ГОЭЛРО, Андрей Платонов выступил в воронежском журналистском клубе «Железное перо» с докладом об электрификации. Доклад имел большой успех и вскоре был издан отдельной брошюрой. Эта брошюра под названием «Электрофикация» стала первой опубликованной книгой Платонова.

Здание, где располагался клуб «Железное перо», – это еще одна платоновская достопримечательность Воронежа. Клуб работал в доме на главной улице города. Неизвестно, под каким номером значился этот дом тогда, но сегодня его адрес – проспект Революции, 46. В дореволюционные годы на первом этаже было модное в городе кафе француза Жана. Помещение бывшего кафе городские власти и отдали журналистам, объединившимся в «Коммунистический союз журналистов» (сокращенно «Комсожур»). Платонов любил бывать в клубе, активно участвовал в дискуссиях на злободневные темы, выступал с докладами. Это нарядное здание и сегодня считается украшением центральной части города. Одно время даже хотели установить на нем мемориальную доску в память о Платонове, но потом передумали, а платоновские доски появились в других местах.


С этой книгой читают
Книга знакомит читателей с историей сооружения памятника котёнку Василию, герою популярного мультипликационного фильма «Котёнок с улицы Лизюкова». Книга рассказывает об участии широкой общественности, в т.ч. детей и школьников Воронежа в конкурсе на лучший проект памятника.
Книга знакомит читателей со строительством в Воронеже российским императором Петром Великим первого в истории России военного флота, о неоднократных посещениях Воронежа царем Петром в конце XVII – начале XVIII века. В книге рассказывается об открытии первых в России памятников Петру Великому, об истории сооружения и восстановления памятника императору в Воронеже.
Книга рассказывает о памятниках и мемориальных досках, сооруженных в честь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова на протяжении более полутора столетий.Попытка каталогизации лермонтовских памятников и мемориальных досок предпринята впервые. В каталоге приведена информация о 51 памятниках и 15 мемориальных досках. В конце книги приводятся справочные данные об авторах памятников и мемориальных досок в честь великого поэта и о населенны
Книга представляет собой путеводитель по одному из популярных туристских маршрутов Воронежской области. Она предназначена для воронежцев, а также гостей города и области, пожелавших самостоятельно или вместе с туристско-экскурсионной фирмой познакомиться с достопримечательностями ближайших окрестностей Воронежа и, в частности, с посёлком городского типа Рамонь, центром Рамонского района. Одной из главных достопримечательностей Рамони является зам
Очерк посвящен представительнице современной живописи Казахстана, художнику Гульмарал Татибаевой. Примечательная особенность Гульмарал – эмоциональное осмысление мира, выраженное то в страстном, радостном порыве, то печальной лирике, философском размышлении, подсознательной интуиции, что непременно находит отражение в ее работах. В итоге ее полотна, посвященные теме семьи, материнства, природы, а также духовной стороны человека, отражают внутренн
Эта книга задумана как благодарное приношение Наталье Леонидовне Трауберг, верившей что «райские реки текли молоком, водой, вином и пивом» и как мало кто умевшей расцвечивать милостью самые сумрачные времена. Именно она однажды предложила собраться и «поговорить о еде в культуре». Авторы сборника – библеисты, историки религий, культурологи, этнографы, искусствоведы и литературоведы – попытались представить несколько возможных подходов к одному из
Книга Елены Осокиной – это, без преувеличения, интеллектуальный детектив. Русская икона является главным героем этой книги – центром притяжения действий власти, музейных работников, торговцев и покупателей. Один из парадоксов советской истории состоит в том, что создатели «нерыночной» плановой экономики стали основателями мирового рынка русских икон. На рубеже 1920–1930‐х годов их усилиями был собран колоссальный экспортный иконный фонд, организо
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
«Карамзинское образование в детстве, а потом подчинение Байрону в юности – вот два ига, которые отразились на всей поэзии Пушкина, на всех почти его созданиях доныне, а карамзинизм повредил даже совершеннейшему из его созданий – Борису Годунову…»
«Долго ожидали мы Истории отечественной, сочиняемой Карамзиным, долго занимался сей почтенный муж важным творением, которому суждено было первое место в российской литературе. И вот уже совершилось восемь лет, как сей памятник ума и познаний историографа представлен суду ученого света!…»
Это история про Золушку. Про Золушку, которая в какой-то момент, решила, что принцы – это слишком хлопотно.Что если одна художница примет для себя решение, что больше не будет искать в отношениях с мужчинах ничего серьезного? Будет бежать от идеи стать чьей-то женой так быстро, как не подобает приличной женщине. Определится для себя, что её дочь и любимое ремесло для неё ценнее, чем ободок на безымянном пальце.Что если один очаровательный кудрявы
Давайте по-честному: вы хорошо знаете человека, с которым живете? Что он любит, о чем думает, что скрывает от вас? А если еще глубже: хорошо ли вы знаете самих себя? Что там внутри, под полом, возрастом и социальным статусом? Это может показаться странным, но большинство людей почти ничего не знают ни о близких, ни о самих себе. Думаете – каждый человек уникален и неповторим? Конечно-конечно. Только всех этих уникальных и неповторимых можно легко