Широкая известность и признание читателей пришли к писателю Андрею Платонову (настоящая его фамилия Климентов) в последние 20:30 лет, когда самого писателя давно уже не было в живых. У него была трудная жизненная и творческая судьба. Самые главные его произведения, самые известные ныне, такие как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», опубликованы были спустя несколько десятилетий после их написания.
Андрей Платонов – писатель сложный, язык большинства его произведений – специфический, требующий подготовленного читателя. И тем не менее, книги Платонова востребованы, они выпускаются многими издательствами. Произведения Платонова не только широко читаются, но и изучаются специалистами: литературоведами, по ним защищаются диссертации.
Большой интерес к творчеству Андрея Платонова давно проявился и во многих зарубежных странах. Его произведения переведены на иностранные языки, за рубежом созданы платоновские клубы и общества, объединяющие любителей и знатоков его творчества. В Воронеже с 2010 года проводится международный Платоновский фестиваль искусств.
Родился Андрей Платонович Платонов в Воронеже в окраинной Ямской слободе в 1899 году. До последнего времени везде, в том числе и в личных документах самого Платонова, указывались в качестве дня и месяца рождения 1 сентября (по старому стилю). Но недавно писатель и литературовед О.Г. Ласунский, много сделавший для популяризации творчества А. Платонова и увековечения его памяти, обнаружил документы, согласно которым будущий писатель появился на свет на четыре дня раньше. Пусть пока специалисты уточняют, какая дата правильнее, а наш читатель должен быть в курсе дела этих разночтений.
Ямской слободой назывался тогда, как и многие годы до этого, окраинный район Воронежа у въезда в город со стороны Москвы. Границы его с северной стороны определялись линией железной дороги на Курск, а от собственно городской территории его отделяла Пограничная улица (не зря, видимо, так называлась нынешняя улица Революции 1905 года). У въезда в Ямскую слободу стояли два каменных обелиска, у которых в давние времена стояли стражники, проверяющие документы у прибывающих в Воронеж путников. Из дошедших до наших дней ориентиров Ямской слободы остались железная дорога, тюрьма и железнодорожный вокзал Воронеж-2. Своего домовладения у родителей Андрея Платонова не было.
Большая часть его жизни в детстве и юности прошла в чужом доме на улице Миллионной. Коротенькая Миллионная пролегала между улицами Большой Московской (ныне Плехановская) и Средне-Московской, которая сохранила свое название. В средней части улицу пересекал под прямым углом Миллионный переулок. Сегодня Миллионных улицы и переулка нет в Воронеже – этот городской участок сплошь застроен многоэтажными домами, и все они числятся по улице Желябова.
С тринадцати лет после учебы в церковно-приходской и четырехклассной городской школах будущий писатель стал зарабатывать на жизнь своим трудом – работал в страховом обществе «Россия», в железнодорожных мастерских, в литейном цехе трубочного завода, помощником машиниста на локомобиле. Литературный псевдоним «Платонов» он взял себе позже, когда появились в печати его публикации. А в молодые годы он был Андреем Платоновичем Климентовым. Его отец Платон Фирсович Климентов, глава большой семьи, тоже работал на железной дороге. В 1918 году Андрей поступил в только что основанный Воронежский университет, но после первого курса он разочаровался в гуманитарных специальностях и передал документы в железнодорожный политехникум, который располагался в краснокирпичном недавно построенном тогда здании на главной городской улице, сохранившимся до нашего времени (проспект Революции, 8). Последние годы здание это занимало военное ведомство и потому в народе получило прозвище «Пентагон». По окончании политехникума А. Платонов получил специальность электромонтера.
Платонов рано начал писать стихи, публиковался в воронежских газетах, в журнале «Железный путь», тоже числившимся по ведомству Юго-Восточных железных дорог. Здание, где размещалась редакция журнала (современный адрес – улица Чайковского, 3а), это еще одно мемориальное платоновское место, дошедшее до наших дней. Важным этапом в творчестве Андрея Платонова воронежского периода стало его сотрудничество с редакцией губернской газеты «Воронежская коммуна» (сегодня это – газета «Коммуна»). На ее страницах часто появлялись стихи, рассказы и статьи Платонова на злободневные темы, которые он черпал из писем читателей в редакцию, из поездок по губернии. В 1920 году в Воронеже начала издаваться ежедневная газета «Красная деревня», и в ней стал печататься Платонов.
В двадцатых годах Платонов активно работал по своей специальности – строил электростанции, занимался мелиорацией земель в уездах губернии. Губернский земельный отдел, где он был штатным сотрудником, тогда занимал помещение в бывшем коммерческом училище А.В. Шпольского на улице Володарского – сейчас в этом здании находится средняя школа № 11 имени А.С. Пушкина. Платонова живо интересовали проблемы внедрения электричества в промышленности и в крестьянском хозяйстве. В своих публицистических выступлениях той поры в печати и перед публикой Платонов прогнозировал, например, широкое использование в ближайшем будущем энергии дневного света для получения электричества. Тогда это казалось несбыточной фантастикой, а сегодня проблему преобразования световой энергии в электрическую можно считать решенной. Там, где электростанций не построишь (в космосе, например, высоко в горах или в пустыне) солнце становится единственным возобновляемым источником электричества.
В декабре 1920 года, когда в Москве проходил Всероссийский съезд Советов, принявший знаменитый план электрификации России – ГОЭЛРО, Андрей Платонов выступил в воронежском журналистском клубе «Железное перо» с докладом об электрификации. Доклад имел большой успех и вскоре был издан отдельной брошюрой. Эта брошюра под названием «Электрофикация» стала первой опубликованной книгой Платонова.
Здание, где располагался клуб «Железное перо», – это еще одна платоновская достопримечательность Воронежа. Клуб работал в доме на главной улице города. Неизвестно, под каким номером значился этот дом тогда, но сегодня его адрес – проспект Революции, 46. В дореволюционные годы на первом этаже было модное в городе кафе француза Жана. Помещение бывшего кафе городские власти и отдали журналистам, объединившимся в «Коммунистический союз журналистов» (сокращенно «Комсожур»). Платонов любил бывать в клубе, активно участвовал в дискуссиях на злободневные темы, выступал с докладами. Это нарядное здание и сегодня считается украшением центральной части города. Одно время даже хотели установить на нем мемориальную доску в память о Платонове, но потом передумали, а платоновские доски появились в других местах.