Памятники мультипликационным героям
До 5 декабря 2003 года в России не было ни одного памятника герою мультипликационного фильма. А теперь есть, и не один. А в тот день в Воронеже состоялось открытие памятника Котёнку с улицы Лизюкова – герою одноимённого мультфильма. Между прочим, Котёнка этого можно считать и литературным героем, потому что до появления сценария мультипликационного фильма был рассказ с тем же названием и того же автора. Памятников литературным героям в мире можно насчитать около сотни. А вот героев мультфильмов, удостоившихся памятника, в мире считанные единицы. Первый в мире памятник персонажу мультфильма появился 26 марта 1937 года в США. В тот день в городе Кристалл-Сити (штат Техас) был открыт памятник мультяшному матросу Папайо. Деньги на него собрали фермеры, выращивавшие шпинат, после поедания которого матрос становился необычайно сильным.
В японском городе Фунабаси стоит на пьедестале статуя «Джемового мальчика», очень популярного в Японии героя серии мультипликационных фильмов. Вот, пожалуй, и всё, что, я смог обнаружить в своих поисках. Впрочем, кое-кто может вспомнить, что в немецком Бремене есть великолепный памятник бременским музыкантам, но они встали на постамент, как герои сказки братьев Гримм, а знаменитый мультфильм про них появился, и то не у них родине, а в Советском Союзе, когда памятник уже стоял в в центре Бремена много лет.
Уже после сооружения памятника Котёнку в Воронеже стали появляться памятники мультипликационным героям в России и в других странах.
В подмосковном Раменском установили памятники персонажам из фильмов «Ну, погоди!», «Каникулы в Простоквашино», «Винни-Пух», «Чебурашка», «Крокодил Гена». В Томске появился говорящий памятник Волку из фильма «Жил был пёс» (смотри фото). Если его потереть по животику, он произнесёт свою знаменитую фразу: «Щас спою». И споёт.
В Пензе и Киеве стоят памятники Ежику в тумане. Так что сегодня подобных памятников, навеянных популярными мультфильмами, столько, что всех и не перечислишь. Конечно, Котёнок Василий с улицы Лизюкова – не самый знаменитый герой отечественных мультипликационных фильмов, чтобы первым удостоиться памятника. Персонажи из сериала «Ну, погоди!», Чебурашка с крокодилом Геной, коты Леопольд и Матроскин, поющая Черепаха, старуха Шапокляк, может быть, более популярны и знамениты. Но все они – существа без определённого места жительства и потому неизвестно, где следовало «прописать» памятник тому или иному мультгерою. А воронежский Котёнок, пожалуй, единственный из тех, кто имеет точную прописку (по современной терминологии – регистрацию) – и город известен, и даже улица. А ещё он так задорно поёт свою песенку про Воронеж, лучше которого нет города на свете! Так что монумент Котёнку появился в Воронеже на улице Лизюкова вполне закономерно. И также закономерно его можно считать первым из отечественных памятников мультипликационным персонажам и одним из первых в мире.
Котёнка, живущего в Воронеже на улице Лизюкова, придумал воронежский писатель Виталий Маркович Злотников (1934–2000). Он родился в Воронеже, жил на улице Алексеевского и на улице Мира, учился в воронежской школе, а потом поступил в Воронежский государственный университет на факультет романо-германской филологии. Окончив ВГУ в 1965 году, он стал пробовать свои силы на литературном поприще. В газетах и журналах появились интересные детские рассказы Злотникова.
Его заметили и читающая публика, и литературные критики. В Центрально Чернозёмном книжном издательстве в 1968 году вышла его первая книга рассказов «Я и Джек», а тремя годами позже там же вышла следующая книга «Новые приключения Джека». Главными героями в этих книгах стали щенок Джек и мальчик Серёжа, от имени которого и ведётся повествование. Журнал «Подъем» поместил тогда же рецензию на последнюю книгу, которая заканчивается следующими словами:
«Итак, у В. Злотникова получилась умная, интересная книга. Любовь ко всему живому, подлинное понимание дружбы, стремление помочь в беде другому человеку – вот главное, чему хочет научить В. Злотников своих малолетних читателей».
Виталий Злотников прожил в Воронеже половину своей короткой жизни – в 1970 году он уехал в подмосковный город Дмитров. Хотел быть ближе к редакциям центральных периодических изданий, где уже начали публиковаться его детские рассказы, и к киностудии «Союзмультфильм», с которой он уже начал сотрудничать в качестве сценариста мультипликационных фильмов. В Дмитрове Виталий Маркович написал большинство своих рассказов и киносценариев. Он публиковался в столичных журналах «Мурзилка», «Пионер», «Студенческий меридиан», «Смена», «Юность» и в таких престижных для авторов многотиражных газетах, как «Неделя» и «Литературная Россия». В Москве в 1995 году вышла книга рассказов «Влюблённый заяц». По его сценариям снято более десяти мультипликационных фильмов. Вот названия некоторых из них:
«Мы с Джеком»;
«Подарок для самого слабого»;
«Каша из топора»;
«День рождения бабушки»;
«Заколдованное слово»;
«Здравствуйте, тётя Лиса»;
«Волшебная палочка»;
«Мы с Шерлоком Холмсом»;
«А что ты умеешь?»;
«Миша сердится»;
«Пряник»;
«Мисс Новый год»;
«Котёнок с улицы Лизюкова».
Почти все сценарии этих мультфильмов после выхода их на кино– и телеэкраны изданы были отдельными книгами с цветными иллюстрациями и текстами из фильмов.
Особый успех выпал на долю мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова», появившегося на экранах в 1988 году. Рассказ про котёнка В. М. Злотников написал в Дмитрове. Когда он жил в Воронеже, улицы Лизюкова ещё не было в городе. Не существовало и самого Северного микрорайона, главной магистралью которого является эта улица. Но в Воронеже как раз на этой улице жили его родственники, и он часто гостил у них. Сценарий мультфильма по мотивам своего рассказа с одноимённым названием про котёнка, который натерпелся обид от дворового пса и удрал от него в Африку, но потом всё-таки вернулся в родной Воронеж, он передал на студию «Союзмультфильм». Там сценарий попался на глаза молодому мультипликатору Алексею Котёночкину. Позднее тот вспоминал, как его отец Вячеслав Михайлович Котёночкин, которого кинозрители нескольких поколений помнят как создателя многосерийного мультфильма «Ну, погоди!», послал его в сценарный отдел киностудии поискать какой-нибудь хороший сценарий для съёмки. Материал про котёнка заинтересовал их не только занимательными приключениями его в африканских джунглях. В сценарии чувствовался и некоторый общественно-политический подтекст. Дело в том, что в 80-е годы, в начале перестроечного процесса, в стране возникла мода на эмиграцию из Советского Союза, и судьба котенка-эмигранта, скучавшего за границей по своей родине и, в конце концов, вернувшегося домой, была поучительной.